Неразбериха в сфере общего образования в последние годы стала угасать, но пока еще слышны отголоски поспешной реформы. Проблемы с учебной литературой в 2000 годах переросли в другие трудности. Раньше учебников просто не хватало по реальным финансовым причинам, теперь же они должны быть утвержденного образца. Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год обязан соответствовать ФГОС и должен утверждаться Министерством образования.
Федеральный порядок утверждения перечня учебников
Наиболее важным критерием учебных материалов для школьников является их соответствие единым общероссийским требованиям. Они формируются на основе федерального стандарта, касающегося государственной системы образования. Стандарты были недавно изменены, а требования к ученикам стали более конкретными.
При этом во время утверждения учебников проводится анализ их по 3 направлениям:
- Доступность изложения материала и его последовательность.
- Эстетическая составляющая и удобство визуального восприятия.
- Качество и логичность заданий и подводящих упражнений к новым темам.
Изначально подразумевался и учет общественного мнения, т. е. рекомендаций педагогов и пожеланий родителей. По факту этот аспект остался нереализованным. В частности после введения новых ФГОС из перечня утвержденных школьных пособий исчезли учебники заслуженных авторов, пользующихся большой популярностью. В поддержку некоторых из них было написано несколько тысяч обращений педагогов, но пока они не могут вернуться в школьную программу.
Это связано с конкретными критериями и сроками изменений федерального перечня учебников на любой учебный год. Процедура их выбора довольно длительна, поэтому она начинается заранее, к тому же прежние сроки изменений в перечне были увеличены. Теперь перечень меняется не раз в 3 года, а только через 5 лет.
Сама процедура выглядит так:
- Определение критериев и порядка проведения экспертизы уч.пособий.
- Составление формы экспертных заключений с конкретными данными.
- Проведение экспертизы с рекомендациями по включению или исключению пособий из перечня.
Экспертизы проводятся не наобум — издатели обязаны своевременно подать заявление в Научно-методический совет по учебникам при Минобразовании. При этом к экспертизе допускаются только пособия, имеющие утвержденных вид по оформлению и содержанию. Также с 1 января 2015 года помимо методических материалов для учителя, прилагающихся к учебнику, необходимо выпускать и электронные варианты.
ФГОС и его влияние на учебную литературу
Образовательная реформа в школах принесла много паники. Со временем учителя разобрались в новых требованиях к образованию, но очередные изменения опять заставили напрячься. В 2016 году были обновлены ФГОСы, т. е. те самые федеральные госстандарты образования.
В то же время введение стандартов облегчило жизнь педагогам и ученикам. Благодаря единым требованиям можно четко понимать критерии своевременной подачи необходимой учебной информации и степень ее освоения.
Основные достоинства ФГОСа такие:
- Четкие критерии обязательных знаний.
- Единые требования к образованию во всех школах.
- Понятные границы минимума преподаваемой информации.
- Простота связи предметной программы с учебными материалами.
Введение образовательного госстандарта позволило и учителям, и школьникам обрести понятные границы обучения. Для педагогов процесс был немного сложнее — пришлось перейти на новый формат подачи информации. При этом теперь учителя точно знают что и в каком объеме нужно давать, легко определить уровень необходимых знаний в конце года у учащихся, а также имеют меньше сложностей с учениками из других регионов и даже соседних школ. Единая система позволила даже при разных учебниках совпадать по основным знаниям.
Теперь к образовательному процессу допускается только учебная литература, соответствующая ФГОС. При этом никто не запрещает пользоваться для дополнительного образования или во время занятий с репетиторами учебниками советских времен или пособиями, не соответствующими требованиям ФГОС. Однако во всех школах страны допустимы только утвержденные Министерством образования учебники.
Важно! В некоторых населенных пунктах до сих пор практикуется сбор денег на учебники. Это является незаконным — средства на учебную литературу выделяются из бюджета. Речь не идет об одноразовых рабочих тетрадях, которые можно использовать лишь единожды.
При этом может возникнуть ситуация, когда ребенок переводится в учебное заведение в середине года и на него просто нет соответствующей новому ФГОСу литературы. Даже в этой ситуации школа в ближайшее время должна самостоятельно решить вопрос с предоставлением учебников. В тоже время, отказ от сдачи денег на учебники приводит к настоящей травле ученика. Бороться с проблемой стоит коллективно, хотя есть и возможность подачи анонимного заявления.
Особенности новых учебников и сроки изменения их перечня
Неким неприятным аспектом новых учебников по английскому языку является отсутствие полноценной базы для чтения. Дополнительная литература на английском языке не входит в перечень обязательных учебных пособий, поэтому книги для чтения необходимо покупать самостоятельно, брать у знакомых или искать в библиотеках.
Сходная ситуация складывается и с учебниками по предмету «Физическая культура» — они действительно существуют, но большинство школьников никогда их не видели. Более того, некоторые школы не закупают даже несколько таких учебников, хотя ряду учащихся иногда необходимо хорошо знать теоретическую часть физкультуры в случае планов на поступление в профильных ВУЗ или техникум.
Интересно! Несмотря на неусыпный контроль за качеством учебников со стороны государства, еще до сих пор попадается литература с неверным, слишком запутанным или банально скучным, трудным для восприятия, материалом.
Теоретически такие учебники должны сразу исключать из перечня, но по факту они продолжают быть в обиходе. Только учителя способны минимизировать сложности восприятия материала по таким пособиям до ближайшего обновления библиотечного фонда или смены федерального перечня.
Сейчас проведена лишь часть работы по исключению некачественной литературы из учебного перечня. Новые учебники более совершенны, в них добавлены герои русских сказок и прочие народные персонажи. Также из школьной литературы постарались исключить обилие неординарных примеров и задач. Подаваемый материал стал более лаконичным, без претензий на какие-то особые «необычности» и тому подобное.
В ближайшие годы вероятность его изменения низка — перечень теперь меняют раз в 5 лет или при внесении поправок во ФГОСы. Стандарты меняли в 2016 году одновременно с перечнем разрешенных пособий для школ. Соответственно, новые изменения стоит ожидать только к 2021 году или если во ФГОС снова внесут поправки. Потому федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год полностью соответствует списку пособий прошлых лет.
Авторы учебников и примеры разрешенной литературы
После изменений ФГОСа в 2016 году в допущенный перечень учебников внесли множество изменений. На данный момент численность списка превышает 1 300 единиц учебной литературы. Сюда входят не только учебники по предметам, но и методические пособия к ним, предназначаемые для педагогов, и литература для этнических меньшинств на родном народном языке, отличающимся от русского.
После изменений из перечня исчезли:
- Учебники Львовых.
- Пособия Красильниковой.
- Школьные пособия Истоминой.
- Новые пособия издательства «Мнемозина».
- Часть учебников под редакцией Г.Г. Граник.
Это лишь малая толика исключенных общеобразовательных пособий по предметам. Просто относительно этих учебников поднялась волна возмущения — они были востребованы и содержали корректный, логично изложенный, материал. Первые и последние из списка не были выпущены в обновленном виде с учетом новых требований ФГОС, а включение в перечень литературы «Мнемозина» оказалось невозможным из-за несвоевременной подачи заявки на экспертизу.
В перечне осталась литература многих известных авторов и редакторов:
- Шевченко Л.Л.
- Виноградова Н.Ф.
- Ивченкова Г.Г., Потапов И.В.
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д.
- Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н., Бука Т.Б.
- Моро М.И., Волкова С И., Степанова С.В.
При этом перечень учебных пособий для школьников довольно разнообразен — для общеобразовательных предметов в каждом классе предусмотрены варианты литературы. Для примера можно рассмотреть конкретный перечень учебников для начальных классов. При этом в качестве иностранного языка выбран английский, хотя есть и другие варианты в условиях конкретных школ:
1 класс
- Школяр, Усачева «Музыка».
- Макеева, Климанова «Русский язык».
- Ивченкова, Потапов «Окружающий мир».
- Бука, Дорофеев, Миракова «Математика».
- Макеева, Климанова «Азбука. В 2-х частях»
- Богданова, Роговцева, Фрейтаг «Технология».
- Барышников, Белоусов «Физическая культура».
- Ершова, Шпикалова «Изобразительное искусство».
- Горецкий, Климанова, Виноградская «Литературное чтение».
2 класс
- Алеев, Кичак «Музыка».
- Геронимус «Технология».
- Александрова «Математика».
- Михеева, Афанасьева «Английский язык».
- Плешаков, Новицкая «Окружающий мир».
- Лисицкая, Новикова «Физическая культура».
- Савенкова, Ермолинская «Изобразительное искусство».
- Чуракова, Каленчук, Малаховская Соловейчик «Русский язык».
- Виноградова, Хомякова, Сафонова, Петрова«Литературное чтение».
3 класс
- Кац «Литературное чтение».
- Лутцева, Зуева «Технология».
- Челышева, Кузнецова «Музыка».
- Матвеев «Физическая культура».
- Рудницкая, Рудачева «Математика».
- Баранова, Дули, Копылова «Английский язык».
- Саплин, Саплина, Сивоглазов «Окружающий мир».
- Каленчук,Чуракова,Байкова, Малаховская«Русский язык».
- Горячева, Неменская, Питерских «Изобразительное искусство».
4 класс
- Огерчук «Технология».
- Лях «Физическая культура».
- Желтовская, Калинина «Русский язык».
- Шмагина, Критская, Сергеева «Музыка».
- Моро, Бантова, Бельтюкова «Математика».
- Верещагина, Прыткина «Английский язык».
- Кузин, Кубышкина «Изобразительное искусство».
- Ефросинина, Оморокова «Литературное чтение».
- Матвеева, Ярочкина, Попова «Окружающий мир».
- Виноградова, Власенко, Поляков «Основы религиозных культур».
Это лишь вариации учебников для начальной школы. В реальности их значительно больше. В частности, если во втором классе предмет «Английский язык» преподавался по учебникам Верещагиной и Афанасьевой, то и на следующий год будет проводится по их литературе. Если же обучение иностранному языку начато по литературе Быковой, Дули и Поспеволой, то, вероятнее всего, в 3 и 4 классе будут учебники этих же авторов. Помимо этого есть разрешенные учебники иностранного языка Барановой/Афанасьевой/Вербицкой/Береговской и других авторов. То же самое можно сказать и про школьную литературу по другим учебным дисциплинам.
Федеральный перечень учебников на 2018-2019 учебный год не имеет какой-то закрытой информации, существует специализированная интернет-система с полным списком рекомендованной литературы. Именно там можно без проблем ознакомиться с полным спектром учебников с указанием авторов, но это нужно не всем — решение о закупке новых пособий принимает школьная администрация и в очень редких случаях она прислушивается ко мнению родителей.