Финансовый прогноз для России на 2019 год остается предметом дискуссий для многих экономистов, политиков и чиновников. Министерство экономического развития РФ (Минэкономразвития) традиционно публикует официальный прогноз развития страны на будущие годы. Он включает в себя благоприятный, т.н. «инерционный» (наиболее вероятный) и негативный сценарии.
Кроме того, прогнозы экономики и финансов публикуют различные академические и международные организации (Всемирный банк, глобальные рейтинговые агентства и др.). Так как все эти учреждения обычно используют официальные данные, то их прогнозы существенно не отличаются, хотя могут иметь отдельные отклонения, специальные оценки и дополнительные сценарии.
Что определяет финансовый прогноз для страны
Среди главных факторов финансового и социально-экономического развития России в 2019 году следует назвать следующие:
- Изменение мировых цен на основные сырьевые товары, главным образом, нефть и природный газ. Несмотря на все разговоры о диверсификации экономики именно цены на эти товары определяют доходы государства, компаний и населения страны. Пока они находятся на достаточно высоком уровне, но их значительное (и трудно предсказуемое) снижение может привести к быстрому ухудшению ситуации.
- Внутренняя и внешняя политика властей. Значительное повышение налогов, избыточная эмиссия денежной массы, запрет на операции с иностранной валютой, отток капитала, а также резкое усиление конфронтации с другими странами могут спровоцировать серьезный социально-экономический кризис.
- Глобальная торговая война. Наращивание протекционистских мер (повышение ввозных пошлин и т.п.) между крупнейшими странами мира (США, Китай, Япония, страны ЕС) может привести к упадку мировой торговли и к замедлению темпов роста глобальной экономики. Скорее всего, это подтолкнет к снижению цен на основные сырьевые товары и негативно скажется на ситуации в России.
Ключевые показатели на 2019 год
На основании данных Минэкономразвития («инерционный» сценарий), Министерства финансов и Центрального банка можно составить таблицу основных показателей, характеризующих экономику и финансы России в 2018-2019 годах.
Основные показатели | 2018 | 2019 |
---|---|---|
ВВП в текущих ценах, трлн рублей | 100.5 | 106.2 |
Изменение реального ВВП, % | 1.9 | 1.4 |
Индекс потребительских цен, % на конец периода | 3.1 | 4.3 |
Средний курс доллара США к национальной валюте | 60.8 | 63.2 |
Изменение реальной зарплаты, % к предыдущему году | 6.3 | 0.8 |
Экспорт товаров, млрд долларов | 440 | 445 |
Импорт товаров, млрд долларов | 275 | 290 |
Доходы федерального бюджета, % к ВВП (без учета региональных и местных бюджетов) | 17 | 19 |
Дефицит федерального бюджета, % к ВВП (без учета региональных и местных бюджетов) | 1.4 | 0.6 |
Внешний долг, млрд долларов (на 1 января 2018 года) | 519 | н.д |
Золотовалютные резервы, млрд долларов (на 1 января 2018 года) | 433 | н.д. |
По официальному прогнозу федерального правительства номинальный ВВП РФ в 2019 году увеличится до 106 трлн рублей, однако его реальный рост замедлится до 1,4%. Это ниже предполагаемых темпов роста ВВП в 2018 году и значительно ниже темпов роста глобальной экономики (3-4% в год по большинству прогнозов). Таким образом, доля России в мировом ВВП продолжит сокращаться. Инфляция, измеряемая по индексу потребительских цен в 2019 году, ускорится до 4,3%, а средний курс доллара США превысит 63 рубля.
Большинству населения России не следует ожидать увеличения своих доходов. Согласно прогнозу, рост реальных зарплат жителей страны составит всего 0,8% по отношению к 2018 году.
Экспорт и импорт товаров в 2019 году предположительно останется на стабильном уровне, хотя власти предсказывают небольшое увеличение импорта и, как следствие, снижение положительного сальдо торгового баланса. Однако следует помнить, что этот прогноз основан на сохранении нынешних цен на нефть и другие основные сырьевые товары, экспортируемые из России.
Министерство финансов обещает увеличение доходов федерального бюджета в 2019 году как в абсолютных цифрах, так и относительно ВВП (с 17% до 19%). Одновременно предполагается сократить дефицит бюджета, т.е. превышение расходов над доходами. В 2018 году он составит по предварительным данным 1,4%. Эти показатели не учитывают дефицит региональных и местных бюджетов. Основанием для увеличения доходов и сокращении дефицита федерального бюджета станет рост налогов (НДС с 18% до 20%, возможное увеличение налога на доходы физических лиц и др.). Кроме того, планируемое постепенное повышение пенсионного возраста для мужчин и женщин позволит сократить дефицит бюджета Пенсионного фонда РФ, который покрывается федеральным правительством. Это мера по мнению властей снизит избыточную нагрузку на экономику и положительно скажется на государственных финансах.
На начало 2018 года суммарный внешний долг РФ, включая обязательства государственных корпораций и банков, составил 519 млрд долларов США. Это больше чем размер золотовалютных резервов страны на ту же дату (433 млрд долларов). Значительная часть внешнего долга должна будет выплачена в 2019 году, хотя Центрабанк и правительство РФ заверяют, что не видят здесь никаких проблем. Следует отметить, что с учетом напряженной внешнеполитической ситуации возможности властей для реструктуризации иностранных займов крайне ограничены.
Эксперты Высшей школы экономики называют официальный прогноз финансов в России на 2019 год излишне оптимистичным. По их мнению, даже при сохранении нынешних, достаточно высоких цен на экспортируемые из страны сырьевые товары рост реального ВВП окажется близким к нулю. Принимаемые властями меры стабилизируют показатели государственных финансов, но на экономику в целом окажут скорее негативное влияние. Почти все внутренние инвестиции осуществляются за счет государственных денег и малоэффективны. По мнению независимых экспертов, в следующем году в РФ также продолжится тенденция к увеличению скрытой безработицы и неформальной занятости населения.