Многим ученикам кажется, что во времена их родителей учеба была легче, а сдать экзамены было проще. С последним можно согласиться, но дело не в легкости экзаменации, а в том объеме и глубине знаний, что успели освоить ученики прошлых лет. Сейчас структура обучения иная, также теперь и экзамены сдают в другом формате. Итоговое собеседование по русскому языку в 2019 году — это очередное новшество для современных школьников. Идея не нова и уже прошла апробацию, остается узнать об этом побольше, чтобы быть готовым к сдаче такой разновидности предэкзаменационного теста.
Причины введения предэкзаменационного собеседования
Многие учителя, родители и даже чиновники считали классическую форму современной экзаменации по русскому языку выражено несовершенной. Длительное время тестовый вариант сдачи русского языка в пресловутом ЕГЭ ругали бесчисленное количество раз, но не сильно обрадовались рациональным изменениям.
По факту предварительное собеседование по русскому языку выявляет наличие умения просто поддерживать разговор в полноценном режиме, с использованием всего богатства речи. Ученики должны понимать, что изучение русского языка включает в себя не только формирование умений грамматически верно строить предложения при письме. Важно умение грамотно пользоваться не только письменной речью, но и устной частью тоже.
Стоит знать! Умение составлять красивые и грамотные тексты в письменном виде мало поможет на собеседовании. Необходимо делать то же самое, только в устной форме, а знание орфографии и грамматики не в силах полноценно помочь.
Одновременно с распространением по сути полезного «Интернета» идет и губительное воздействие на словарный запас людей в целом. Особенно это касается школьников. Помимо возможностей доступа к огромной базе знаний, люди получили и социальные сети, а с ними активное распространение сленговых слов, засоряющих правильную речь.
Каждый учащийся должен уметь высказывать свои мысли без посторонней «примеси» современных модификаций слов или понятий. Тоже слово предки, употребляемое в адрес родителей, снижает качество речи, хотя это лишь самый безобидный пример. Впрочем, на итоговом собеседовании все встанет на свои места.
Задания устного экзамена по русскому
Причина введения такого теста вполне объективна — современное поколение школьников действительно часто не умеет строить грамотные предложения, смущается при личном общении и не знает правильного ударения даже в распространенных словах.
Все это будет проверяться в заданиях собеседования по русскому языку в 2019 году. Это будет стандартная билетная форма, содержащая в себе 3 конкретных задания и вариативную часть. Последнее относится к диалогу между учеником и преподавателем. Разговор хоть и идет о теме, указанной в билете, но все равно может «уходить» в сторону по воле учителя.
Остальные 3 задания такие:
- Чтение текста.
- Свободный пересказ.
- Монолог-рассуждение на указанную тему.
Первые 2 задания неразрывно связаны. Текст необходимо прочитать не просто для ознакомления. Это будет чтение вслух, с интонационным отражением восклицания, вопрошания и других знаков препинания. Помимо этого желательно сохранять и средний темп речи, не спотыкаясь на сложных словах и не ускоряясь на простых участках текста.
Второе задание заключается в относительно вольном изложении прочитанного. Пересказ содержания на уровне начальной школы не пройдет — помимо выделения основных моментов требуется и выделить ряд аргументов, содержащихся в тексте, подтверждающих или опровергающих некоторые высказывания. При этом нужно оставаться именно «внутри» текста, не выходя в своей аргументации за его пределы.
Третье задание из билета покажется сложным для большинства школьников, игнорирующих живое общение. Учащимся будет предложено порассуждать на одну из нескольких тем. Примерный список еще неизвестен, причем не факт, что он будет подлежать огласке. Это не столь важно, просто тот, кто может произнести дельный монолог на какую-то повседневную тему, не станет бояться такого задания. Оно будет сложным только для тех, кто не умеет рассуждать логически, создавая целостную картину монолога, самостоятельно ставя себе вопросы и отвечая на них.
Внимание! Для республик РФ, где русский язык не является родным, исключений не планируется. Собеседование будет проводиться в стандартном режиме, поэтому таким детям нужно особое внимание уделить подготовке к нему.
Также не стоит забывать и про реально сложное задание для большинства школьников в виде диалога. Эта часть будет оцениваться сразу по нескольким критериям. Впрочем, третье задание тоже может принести дополнительные баллы. Система оценивания относительно прозрачная, понятная и школьникам, и учителям, и родителям.
Оценивание итогового собеседования
Первое, что нужно запомнить ученикам — оценок не будет. Вся система оценивания заключается в режиме «зачет-незачет», что предоставляет шансы даже заядлым троечникам. При этом есть четкие критерии оценивания, позволяющие как самому школьнику понимать свою готовность к собеседованию, так и учителю правильно определять знания ученика.
При этом есть система баллов с конкретным проходным порогом. Минимальное количество баллов для зачета равняется 8, всего же их 14 при идеальном ответе по мнению учителя. Баллы распределяются не только за конкретные задания, также оцениваются и дополнительные критерии.
За оценку заданий можно в сумме набрать только 9 баллов:
- Чтение — 2 б.
- Пересказ — 2 б.
- Монолог — 2 б.
- Диалог — 3 б.
Оставшиеся 5 баллов распределяются за конкретные критерии качества речи при устном общении. Они будут оцениваться наравне с важными нюансами выполнения заданий. Дополнительные баллы сложно будет получить тем, кто недостаточно качественно проявит себя в 2 последних заданиях, хотя пересказ текста тоже будет учтен.
Для кого-то именно эти баллы помогут пройти собеседование с получением допуска до основного экзамена. Это будут именно те школьники, которые не пренебрегают живым общением, одновременно любящие читать достойную литературу. Это позволит им хорошо проявить себя в таких критериях оценки:
- Отсутствие сленга и просторечий.
- Правильная расстановка ударений.
- Общее умение выражаться литературно.
- Навыки свободного составления сложных предложений.
- Умение грамотно вставлять в речь аргументы и делать устные выводы.
Причем первые 3 критерия из списка будут оценены всего в 2 балла. Слова «ихнее», «братан», «фейк» и им подобные скажут учителям не о современности говорящего, а о его безграмотности. В первом случае под словом ихнее скрывается просторечие, в литературном языке оно должно произноситься «их», а вместо 2 остальных примеров на собеседовании стоит говорить брат/братик/братишка и подделка/обман. Это лишь малая часть рекомендаций по подготовке и сдаче, нужно отнестись к обеим процессам внимательно, т. к. списать собеседование никак не получится.
Особенности подготовки к собеседованию и нюансы его сдачи
Первая, наиболее важная, рекомендация — это наличие реального общения. Постоянное пропадание в сети приводит к формированию устойчивого затруднения в быстром построении предложений при живом общении. Поэтому без частого общения остальные рекомендации будет значительно менее эффективными, хотя и окажут какое-то воздействие.
Вторым по важности является совет заблаговременно избавиться от большей части молодежного жаргона, грубейших просторечий и слов-паразитов. Нелишним будет и уточнение расположения ударения в редко используемых или новых словах. Такая проделанная работа сразу же сделает устную речь более грамотной, той самой литературной.
Также преподаватели советуют ученикам чаще тренироваться в доступных для них заданиях на примере биографий различных ученых, известных личностей, поэтов и т. п. Еще часто героями текстов для собеседований становятся современные герои или лица, совершившие громкий значимый поступок. Особое внимание стоит уделить монологу на вышеперечисленные темы.
Важно оттачивать умения, задействованные в собеседовании.
- Качественное изложение мыслей.
- Умение четко и с выражением читать.
- Способность грамотно поддерживать диалог.
Для этого нужно чаще читать вслух, пытаться пересказывать тексты и как можно чаще общаться в устной форме с друзьями, родителями и родственниками. Собственно, именно общение и требуется совершенствовать для качественной сдачи собеседования.
Оно будет довольно кратким, если ученик ответственно подошел к подготовке. Среднее время беседы с учителями будет равняться 15 минутам. За это время потребуется прочитать текст, рассказать его, порассуждать вслух и подискутировать с учителем. Причем перед последним заданием не будет времени на подготовку — чиновники решили оценить реальные навыки школьников в «живых» условиях, не дающих времени на длительное раздумывание перед ответом во время диалога.
С другой стороны школьникам сделали поблажку, решив организовать итоговое собеседование по русскому языку в 2019 году в рамках их «родных» школ. Стоит только знать, что особых послаблений это не дает. У учителей должно остаться приятное ощущение грамотно построенного диалога от спонтанной беседы, дающее право на допуск к письменному экзамену. Впрочем, право на пересдачу собеседования будет предоставлено, но лучше успешно пройти его сразу, чтобы позже спокойно готовиться к основному экзамену. Если подготовкой заняться уже сейчас, то собеседование «рискует быть» успешным.
Видео об итоговых собеседованиях
[fvplayer id=»201″]