Аттестация учителей в 2019 году

Сферу образования интенсивно «трясет» в последние десятилетия. После развала Советского союза началось угасание той системы преподавания, а вскоре изменились не только требования к содержанию материала, но и сами дети. Они стали другими, обрели иные интересы и у них появились особенности восприятия учебного материала. Все это должен учитывать преподаватель — он должен меняться с детьми. Аттестация учителей в 2019 году планирует оценить эти изменения, но уже в новом режиме, дающим «зеленый свет» молодым педагогам.

Аттестация учителей и ее особенности

Аттестация учителей в 2019 годуБольшинству молодых преподавателей неизвестно то, что они не только в будущем должны будут аттестоваться на повышающую категорию, но и могут подвергаться оценке соответствия компетенций занимаемой должности.

Важно не забывать, что есть аттестация на категорию, а есть на соответствие занимаемой должности. Последний вид оценки компетенций учителя пока проводится по старым правилам — для большинства категорий педагогов аттестация на соответствие должности проходит не раньше, чем через 2 года от начала работы. Причем по идее такая проверка должна проходить безо всякой подготовки.

Что же касается квалификационной категории, то там совсем другие правила. Это касается и сроков, и подготовки. Учитель должен собрать портфолио, написать эссе и в целом подтвердить право на получение более высокой категории.

Внимание! Пока продолжают действовать правила аттестации старого типа, т. е. те, кто пытается повысить категорию в 2018 и в начале 2019 года должны помнить, что к ним будет применяться стандартная процедура. Новые правила и сроки еще не введены.

Про сроки знают не все. Временные ограничения на право прохождения квалификационной аттестации лишили систему образования многих потенциально ценных кадров. Они просто не смогли дождаться получения категории с одновременным повышением заработной платы. Эти сроки были пересмотрены в новой системе аттестации учителей в 2019 году, хотя время не единственное новшество.

Планируемые нововведения

Аттестация учителей в 2019 годуДля тысяч молодых учителей новая аттестация 2019-2020 позволит изменить и свой преподавательский статус, и материальное положение. Даже для начинающих педагогов не является секретом влияние категории на размер заработной платы. Недавно начавшие педагогическую карьеру учителя получают значительно меньше опытных педагогов с большим стажем. Причем весомую роль играют первые 5-7 лет, но сейчас ситуация изменится.

Внимание! Новая аттестация учителей планирует долгожданное введение непоследовательного повышения категорий. Теперь для получения высшей категории станет необязательным прохождения предварительных аттестаций на 2 и 1 ступени оценки педагогических умений.

Это лишь одно из ощутимых изменений, хотя и очень значимых для учителей. Теперь отсутствует обязательная необходимость выжидать 5-летний срок до первой аттестации, дающей в случае прохождения увеличение заработной платы. В дальнейшем учитель согласно предыдущим правилам мог по заявлению пройти аттестацию на другие категории, но избежать градации второй, первой и высшей ступенек было невозможно.

Теперь планируется устранить эту несправедливость. По факту добросовестный студент к моменту выпуска уже может обладать всеми компетенциями педагога с высшим уровнем умений и знаний, в то время как некоторые учителя и спустя 5 лет работы с трудом способны претендовать на присвоение второй категории. Поэтому и планируется отменить некий 5-летний мораторий на прохождение аттестации после окончания педагогом своего обучения.

Министерство образования собирается установить новые критерии аттестации в 2019-2020 гг, позволяющие претендовать сразу на высшую категорию, не проходя промежуточные этапы и не выжидая несколько лет. Впрочем, знания по преподаваемому предмету планируют проверять во время аттестации, так что и начинающим, и опытным учителям потребуется подтвердить их наличие вне зависимости от сроков давности работы и уже имеющейся категории.

Также собираются внедрить следующее:

  1. Изменится содержание КИМов. Постепенно введут трехмерную оценку деятельности учителя на основании результатов учащихся без учета пиков лучших результатов последних. Анализу подвергнут реальную оценку умений школьников в паре вчера-сегодня, пытаясь понять разрыв освоенных навыков в каждом частном случае.
  2. Усовершенствуют систему рейтинга учителей, дополнительно опираясь на анализ результативности его работы во внеурочной деятельности, научно-методической работе. Также будет рассматриваться и частная реакция на необходимость проведения каких-то внеурочных мероприятий и их своевременность.
  3. В качестве оценочного критерия планируется использование «Методического семинара», испытания с конкурса «Учитель года России». Этот критерий уже зарекомендовал себя в качестве оценочной единицы, поэтому решено именно в таком виде оценивать профстандарт учителя и его умения применять педагогические методики для реализации ФГОС и для целостного формирования личности учащегося.

Это лишь «первая ласточка» в череде многочисленных изменений действующей системы не только аттестации, но и образования в целом. Что же касается присвоения категорий, то нынешняя система имеет ряд недостатков. Впрочем, новой системе тоже не удалось их избежать.

Недостатки новой и действующей систем аттестации

Аттестация учителей в 2019 годуСамым очевидным минусом действующей сейчас системы аттестации являются растянутые по времени сроки повышения категории молодыми педагогами. Чтобы получить заслуженные доплаты к заработку, молодым учителям нужно почему-то ждать, хотя они могут обладать необходимым уровнем квалификации уже сейчас. По факту даже в случае удачного прохождения квалификационных испытаний, учитель не может «сдать» их усложненный вариант на следующий год для получения более высокой категории. Действующая сейчас пошаговая система присвоения категорий не позволяет молодым учителям рассчитывать на достойный доход даже при наличии знаний.

Некоторые учителя уже высказались о том, что система аттестации несколько лицемерна. В случае ее прохождения педагог получает заслуженные бонусы, если же аттестация была провалена, то он не лишается ничего. Поэтому некоторые преподаватели даже не пытаются старательно подготовиться к проверке собственных знаний. В случае неуспешной сдачи аттестации они не лишаются чего-то, кроме времени, потраченного на проведение оценки их умений. Поэтому в ряде случаев учителя не особо интенсивно стремятся получать более высокую категорию, иногда к этому не подталкивает даже последующее повышение заработной платы.

Особо стоит выделить подготовку портфолио в действующей системе аттестации. Она занимает огромное количество времени. Иногда учитель слишком погружен именно в повышение квалификации, а не в сам процесс преподавания.

С другой стороны и в случае успешного прохождения аттестации на категорию происходит некий момент остановки развития профессиональных навыков. Для некоторых учителей присвоение высшей категории является конечным путем развития учительских умений. Этот минус характерен для обоих систем — его не избежит и аттестация учителей в 2019 году.

Дополнительные предложения для аттестации нового типа

Аттестация учителей в 2019 годуИз-за явного отсутствия продолжения «карьерной лестницы» у педагогов, планируется введение дополнительных стимуляторов помимо присвоения категорий. Иногда после получения высшей категории у многих учителей утрачивается мотивация к дальнейшему самообразованию и совершенствованию педагогических навыков.

Одновременно с этим внедрение аттестационных новшеств позволяет молодым преподавателям получать хоть что-то «похожее» на заработную плату, а не какой-то неприличный минимум. В очередной раз получилась некая палка о двух концах — для молодых учителей сделали хорошо, в остальном немного станет хуже.

Чтобы избежать дальнейшей пассивности педагогов идет обсуждение внедрения совместно с категориями и другой градации квалифицированности учителя. Предполагают 3 ступени:

  1. Учитель.
  2. Старший учитель.
  3. Ведущий учитель.

Пока ведется разработка этой структуры, но уже сейчас понятно, что помимо прочего у такой градации будет иметься связь со стандартной схемой присвоения категорий. Т. е. начинающий учитель не может стать ведущим по причине отсутствия опыта, поэтому к моменту его получения знания педагога позволят получить категорию. Более подробные пояснения станут известны после окончательной разработки структуры, ожидаемой в 2020 году.

Аттестация учителей в 2019 году еще не обретет полностью завершенный новый вид, но уже будет приближаться к тому, что задумало Министерство образования. Забота о нуждах молодых учителей совместно с попытками решить их материальный достаток привела и к росту профессионализма. Теперь студенты последних курсов и уже приступившие к работе молодые педагоги знают, что от их компетенций в ближайшее время будет зависит зарплата, т. к. сейчас не надо ждать 5 лет до аттестации на хотя бы на вторую категорию.

Что будем искать? Например,Человек