Превышение расходов над доходами в регионах покрывается с помощью займов или дотаций из федерального бюджета. Распределение этих дотаций по регионам России в 2019 году (как и в прошлые годы) является запутанным и непрозрачным процессом, который сложно анализировать даже специалистам.
От чего зависит размер дотаций
Существует несколько показателей или нормативов, на которые ориентируется правительство России при распределении финансовой помощи регионам. Главные из этих показателей:
- Уровень валового регионального продукта (ВРП) на душу населения. Он определяет дотации на «выравнивание». Чем меньше ВРП, тем больше выплат получает субъект.
- Размер дефицита регионального бюджета. От него зависят дотации на «сбалансированность».
- Масштаб долговой нагрузки, т.е. размер долга субъекта РФ в абсолютных и относительных цифрах.
- Статус региона. Национальные республики в составе РФ традиционно могут рассчитывать на больший объем помощи от центральных властей, чем «простые» края и области.
В дополнение к вышеназванным показателям на распределение выплат регионам России влияют множество других факторов. Прежде всего, имеет значение политический «вес» главы субъекта и его личные отношения с высшими федеральными чиновниками. Помимо формальных межбюджетных трансфертов (они являются бесплатными и безвозмездными) в России существуют государственные кредиты, а также «целевые» средства, выделяемые территориям в рамках различных федеральных программ развития и т.п.
Размер дотаций в 2019 году
Размер трансфертов между федеральным и региональными бюджетами определяется законами РФ и постоянно корректируется правительством. Наибольшие дотации на «выравнивание» (основная часть всей межбюджетной помощи) получают субъекты с низким ВРП на душу населения. В частности, в 2019 году среди «лидеров» по объему таких дотаций представлены следующие территории.
Субъект РФ | Размер дотаций на «выравнивание» в 2019 году, млрд. рублей |
---|---|
Всего по России | 430.2 |
Республика Дагестан | 50.2 |
Камчатский край | 34.4 |
Чеченская республика | 22.3 |
Республика Саха (Якутия) | 22.2 |
Алтайский край | 16.5 |
Республика Бурятия | 14.3 |
Республика Тыва | 14.3 |
Республика Крым | 14.1 |
Ставропольский край | 11.6 |
Республика Алтай | 9 |
Источник: Министерство финансов РФ (предварительные данные)
Не имеют права на дотации «выравнивания» субъекты РФ с высоким ВРП на душу населения. Среди них Москва, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Сахалинская, Свердловская и Тюменская области, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Однако все эти регионы могут получать другие финансовые трансферты и помощь из федерального бюджета.
Кроме дотаций на «выравнивание» в России существуют значительные выплаты на «сбалансированность». Они зависят от предполагаемой величины дефицита регионального бюджета и прочих показателей, которые власти страны предпочитают не расшифровывать. Главными получателями такого вида помощи уже традиционно являются Чечня и Крым.
Ряд регионов России в попытке финансировать свои расходы прибегают к займам, как государственным, так и коммерческим. Государственные займы также предоставляются субъектам федеральным правительством, но в отличие от безвозмездных дотаций, они являются платными и теоретически подлежат возврату через определенный срок. По словам известного эксперта по региональной политике в России, профессора МГУ Н.В. Зубаревич получение льготных государственных кредитов властями субъектов давно превратилось «в бои без правил».
В случае если регион не может расплатиться по своим долгам в нем вводится т.н. «казначейское наблюдение». Фактически это означает внешнее управление финансами таких территорий-банкротов со стороны федеральных властей. В 2018 году «казначейское наблюдение» было введено в Хакасии и Костромской области. Еще раньше, в 2015 году власти Новгородской области отказались возвращать крупный кредит коммерческому банку, что потребовало вмешательства центрального правительства.
Наибольшую долговую нагрузку в 2018 году имели Карелия, Кабардино-Балкария, Мордовия, Хакасия и Костромская область. У всех этих регионов суммарный размер задолженности превышает их совокупные доходы, взятые без учета федеральной помощи.