Несмотря на спорное согласие Уилла Смита участвовать в продолжении, выход фильма «Я – легенда 2» анонсирован на 2019 год.
Книга, породившая жанр
В 1954 году американский плодовитый фантаст Ричард Мэтисон выпустил очередной роман, который назывался «Я — легенда». Несмотря на то, что книга не была шедевром с точки зрения «большой литературы», она стала очень популярна. Автор смотрел «Дракулу» и задался вопросом: «Если один вампир вселяет такой ужас, то как будет выглядеть целый мир вампиров?» В романе человечество поражает неизвестный вирус, и живые, и мертвые превращаются в кровососущую нечисть: боятся света, чеснока и осины, пьют кровь ближних и так далее.
Однако, остается один незараженный человек, Роберт Невилл. Он живет в укрепленном жилище, истребляет вампиров, как может, и ищет лекарство от болезни. Но кое-чего он не знает. Не все зараженные являются безмозглыми упырями: часть из них научилась сдерживать свои инстинкты, наладила производство таблеток, помогающих в этом; они пытаются восстановить общественное устройство и какое-то подобие прежней жизни. А последний на Земле человек им в этом мешает: он находит дома спящих вампиров и истребляет их, не разбираясь, разумные они или не очень. Как результат — его боятся и ненавидят.
Книга — это своеобразный «Дракула наизнанку», не лишенная сатирической компоненты. Герой в белом плаще внезапно обнаруживает, что с точки зрения подавляющего большинства разумных жителей планеты он — монстр, которому не место в этом мире.
«Я — легенда» породил популярный жанр зомби-апокалипсиса, осовременил образ вампиров в массовой культуре, подал идею рассматривать вампиризм как заболевание. В сущности, зрителям и читателям нужно сказать «спасибо» Ричарду Мэтисону за все «Ночи живых мертвецов» и «Мировую войну Z». Роман экранизировали трижды, фильмы назывались: «Последний человек на Земле» (1964), «Человек Омега» (1971) и «Я — легенда» (2007). Все экранизации имеют значительные сюжетные отличия от оригинала, так что прежде чем запастись попкорном и скачать кинокартины, прочитайте книгу.
«Я — легенда» — фильм 2007 года.
В 90-х начали говорить о новой экранизации романа с Арнольдом Шварценеггером в главной роли, и Ридли Скоттом — в режиссерском кресле. Сценарий для ленты писал Марк Протосевич, ответственный за сюжеты «Клетки», «Посейдона» и «Тора». Ридли Скотт хотел заменить его на своего сценариста, но студия не позволила. В результате мир так и не увидел Железного Арни в роли отставного врача из-за трудностей со сценарием, бюджетом и дизайном. Ну и Скотт, конечно, охладел к этой идее.
В начале двухтысячных со старой истории Протосевича сдули пыль, продюсер Акива Голдсман внес в сюжет кое-какие изменения, даже Шварценеггер подключился — правда в качестве продюсера. Исполнителем главной роли стал Уилл Смит, уже тогда известный актер, а режиссерское место досталось Френсису Лоуренсу.
23 сентября 2006 года стартовали съемки, а 5 декабря 2007 фильм вышел в прокат.
Получился, во-первых, удачный фантастический боевик, а, во-вторых, настоящий бенефис талантливого актера. Больше половины фильма мы видим только Уилла Смита, но от этого не становится скучно. Картина собрала в прокате 585 миллионов долларов при бюджете в 150 миллионов.
У фильма две концовки — театральная, которую видели те, кто посмотрел фильм в обычной версии, и режиссерская. Последняя была близка по духу к оригинальному роману, но очень уж не понравилась фокус-группам. По иронии судьбы именно режиссерская версия оставляла задел для сиквела, потому что в ней герой выживал.
Будет ли продолжение?
Почти сразу после выхода картины в СМИ начали появляться статьи о готовящемся продолжении. Их подтверждали и Уилл Смит и режиссер ленты, Френсис Лоуренс. Речь шла о создании приквела или сиквела фильма, причем как создатели были намерены обойти факт гибели главного героя, осталось невыясненным. Однако постепенно разговоры на эту тему утихли, а в 2011 году Лоуренс официально отказался снимать что-либо еще в продолжение уже существующей истории.
Действительно, «Я — легенда» — это законченное высказывание на тему романа. И хотя оно далековато ушло от оригинала, идея еще одного фильма просматривается с трудом.
Более того, не так давно Уилл Смит заявил, что не хочет потонуть в сиквелах, поэтому снимется в проекте только если идея его очень «зацепит».
Что можно выжать из оригинального произведения, чтобы сделать еще один фильм? Во-первых, всегда есть вариант снять приквел и рассказать, как развивалась эпидемия, и как выжил и остался здоровым Роберт Нэвилл. Правда, произведений на эту тему достаточно много.
Во-вторых, сценаристы имеют возможность «воскресить» героя — либо показав финальную сцену заново, но так, чтобы отставной врач спасся, либо в буквальном смысле — клонировав парня. В любом случае, его ждет судьба вождя горстки выживших людей. И фильмов с таким сюжетом тоже хватает.
Третий вариант — перезапустить всю франшизу, снять кино по новому сценарию, с нуля, возможно, чуть ближе к тексту романа. Это позволит обойтись без Уилла Смита, но тогда придется обходится и без поклонников фильма 2007 года.
Четвертый вариант, наиболее экзотический: сделать прямое продолжение линии Анны и ее сына, добравшихся до колонии выживших. В этом случае можно будет использовать остающийся без дела мотив создания вампирами собственной цивилизации. Кстати, что там с сывороткой? В режиссерской версии она работает, и на это прямо указывается. А вот в оригинальной версии мы видели только исцеленную крысу. А не вызовет ли этот таинственный антивирус еще больших бед? В варианте с прямым продолжением можно использовать совершенно других актеров, а присутствие Уилла Смита — ограничить кратким камео.
Какой вариант выберут создатели — остается загадкой, как и точная дата выхода картины. Пока даже не начались съемки, но киносайты уверенно анонсируют премьеру на 2019 год.