Рабочие программы – основной документ для учителя любого образовательного учреждения на 2018-2019 учебный год, составляя который необходимо учитывать новые требования ФГОС и методические рекомендации, разрабатываемые для каждого предмета вариативной и инвариантной составляющей учебного процесса.
Сравнительно недавно учитель практически не имел права вносить какие-либо изменения в строго установленный план изучения предмета, ведь в рекомендуемых программах был расписан практически каждый урок. Новые рабочие программы, предложенные учителям в 2018-2019 учебном году, предполагают большую свободу учителя при составлении календарного планирования и разработке уроков.
Разработка рабочих программ
Рабочая программа – основной нормативный документ, регламентирующий содержание учебного курса, количество часов, отведенных на изучение предмета, порядок и объем тем, а также количество проверочных работ.
В процессе реформирования системы образования на всех уровнях в 2015 году были разработаны новые стандарты. Вместо громоздких 8 пунктов теперь документ содержит всего 3 составляющие:
- Содержание учебного курса.
- Ожидаемые результаты обучения.
- Приблизительное тематическое планирование.
На практике же все рабочие программы по предметам на 2018-2019 учебный год дополняют пояснительной запиской, в которой подробно расписывают особенности курса, нормативные документы, согласно которых составлена программа, рекомендации учителям и другие важные аспекты.
Важно знать, что учитель имеет право не только использовать рекомендованные программы, но и писать свои собственные, что позволит реализовать индивидуальную стратегию достижения желаемого результата.
Суть нововведений 2019 года
Каждый педагог, будь то учитель младших классов или предметник, имеет право выбрать один из доступных сегодня вариантов:
- Использовать рекомендованную программу, внеся в нее собственные корректировки.
- Взять за основу одну из существующих авторских программ.
- Работать по авторской программе, адаптировав ее к особенностям учебного заведения.
- Написать свою авторскую программу.
К сожалению, четвертый вариант учителя выбирают крайне редко, ведь составляя программу необходимо не только учесть все новые требования, предъявляемые к рабочим программам в 2018-2019 учебном году, но и пройти непростой путь ее утверждения.
Стимулировать учителей к творческой активности призваны нововведения. Которые будут актуальны и в грядущем учебном году, и именно:
- уменьшение объема материалов, необходимых для официального утверждения новой программы;
- отсутствие бюрократических границ, что позволит учителю в полной мере реализовать свои идеи и потребности учащихся;
- интеграция в программу элементов внеурочной деятельности.
В процессе разработки уроков учителям рекомендуется как можно шире использовать возможности IT технологий, наполнять уроки аудио и видео-материалами, мультимедийными презентациями. Наряду с лекциями и практическими занятиями использовать нестандартные виды работы на уроке: конференции, круглые столы, дискуссии, экскурсии, встречи с интересными людьми и т.д.
Структура программы в 2018-2019 году
Разработка новых программ может вестись педагогом индивидуально либо в составе творческой группы.
При написании рабочих программ по отдельным предметам в качестве опорной базы используют:
- нормы ФГОС;
- основная образовательная программа и учебный план школы;
- примерную программу (авторскую или рекомендованную Минобрнауки РФ);
- рекомендованную учебную литературу.
Подаваемая на рассмотрение программа должна включать такие структурные части:
- Титульный лист с указанием основных реквизитов: данных автора (авторов), название предмета, наименования учебного заведения и т.д.
- Задачи, которые ставит перед собой педагог и ожидаемые результаты.
- Элементы адаптации программы для одаренных и отстающих учеников.
- Примерное календарное планирование с рекомендациями.
- Методы оценивания знаний.
Интеграция новых программ в учебный процесс
Если составленный документ учитывает нормы ФГОС и новые требования к рабочим программам, он будет утвержден к применению в 2018-2019 году. Это значит, что учитель сможет реализовать свою индивидуальную стратегию обучения, разработанную с учетом специфики учебного заведения и уровня подготовки учащихся.
Разрабатывать ли авторские программы, или пользоваться уже готовыми вариантами – выбор конкретного учителя и школы. Многие гимназии и лицеи гордятся тем, что их ученики имеют возможность обучаться по авторским программам, что дает им определенные преимущества перед учениками обычных школ. Как правило, индивидуальные учебные траектории разрабатываются для профильных дисциплин.