Проект федерального бюджета на 2019 год

Правительство России утвердило проект федерального закона о бюджете на 2019 год, а также предварительный план бюджета на 2020-2021 годы. После принятия Госдумой, Советом Федерации и подписания президентом этот проект станет законом, по которому страна будет существовать в ближайшем будущем.

Проект федерального бюджета на 2019 год

Основные параметры

Ключевые показатели Проекта федерального бюджета на 2019-2021 годы представлены в таблице.

Основные показатели проекта федерального бюджета в текущих ценах 2019 2020 2021
Валовой внутренний продукт РФ, трлн. рублей 106 111 118
Доходы, трлн. рублей 20 20 21
Доходы, % ВВП 19 18 18
Расходы, трлн. рублей 18 19 20
Профицит, трлн. рублей 2 1 1
Средняя цена на нефть марки Urals, долларов США 63 60 58
Средний курс национальной валюты за доллар США 64 64 64
Индекс потребительских цен, % 4.3 3.8 4
Государственный долг (без учета обязательств государственных корпораций и банков), трлн. рублей 16 18 20

Очевидно, что главным источником доходов остаются прямые и косвенные поступления от добычи нефти, природного газа и других сырьевых товаров. Правительство планирует, что средняя цена на российскую нефть будет стабильной, оставаясь на уровне около 60 долларов за баррель, однако это не гарантировано.

Власти России заявляют о значительном росте ВВП страны в 2019-2021 годах, стабильном курсе рубля по отношению к доллару, а также о сравнительно низкой инфляции (около 4%). Как следствие, в будущем федеральном бюджете заложено заметное превышение доходов над расходами за счет роста налоговых поступлений (увеличение НДС и др.). Государственный долг РФ в 2019-2021 годах увеличится с 16 до 20 трлн. рублей, что по мнению официальных лиц является «нормальным показателем». Данные цифры являются только «верхушкой айсберга» и относятся, главным образом, к внутреннему государственному долгу. Они не включают в себя значительные обязательства государственных корпораций и банков перед нерезидентами, которые номинированы в иностранной валюте.

Структура расходов по проекту федерального бюджета на 2019 и последующие годы остается традиционной для России. Главной статьей являются траты на «оборону и национальную безопасность» (финансирование армии, МВД, спецслужб и т.п.). В 2019 году эти ассигнования составят примерно 5,2 трлн. рублей или около 30% всех расходов. В 2021 году соответствующие траты возрастут до 5,5 трлн. На «общегосударственные вопросы» планируется выделить 1,4 трлн. рублей (1,5 трлн. в 2021 году). Ряд экспертов обращает внимание на значительное увеличение ассигнований на статью, предусматривающую выплату премий и другое материальное поощрение для государственных служащих. Эти траты вырастут со 139 млрд. рублей в 2019 году до 284 млрд. в 2021 году.

На экономику в проекте федерального бюджета предполагается выделить в следующем году 2,6 трлн. рублей (2,8 трлн. в 2021 году). По решению правительства РФ будет учрежден специальный «Фонд развития», который будет финансировать различные инфраструктурные проекты «стратегического значения». Среди планируемых «строек века» высокоскоростные магистрали Москва-Казань и Краснодар-Грозный, мост, соединяющий остров Сахалин с Хабаровским краем, резервный мост через Волгу и др.

Совокупные расходы на социальную политику в России составят в 2019 году примерно 4,9 трлн. рублей. В 2021 году их планируют сократить до 4,75 трлн. Большая часть «социальных» денег уйдет на выплату различных пенсий и пособий. На образование будет выделено 827 млрд. рублей (4,5% всех расходов), на нужды здравоохранения около 655 млрд. (3,6%).

Проект федерального бюджета на 2019 год

Спецификой федерального бюджета России является крайне высокая доля «закрытых» статей. Большая часть всех ассигнований на «оборону и безопасность» классифицированы как «секретные» или «совершенно секретные».

Более того, значительные «закрытые» статьи расходов можно обнаружить в таких разделах как «образование», «здравоохранение», «средства массовой информации» и даже «физическая культура и спорт». Предусмотрены также засекреченные трансферты из федерального «кошелька» в региональные. В совокупности «закрытая» часть федерального бюджета предположительно вырастет к 2020 году до 20% всех расходов. Такой специфический подход к государственным финансам выделяет Россию среди большинства стран мира.

Проект бюджета Санкт-Петербурга, Москвы и области на 2019 год

Официальные доходы этих городов формируются, главным образом, на основе следующих поступлений:

  • налог на доходы физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей;
  • налог на прибыль и имущество организаций;
  • арендные платежи;
  • прочие налоги, акцизы и сборы.

Обращает на себя внимание, что официальные финансы Москвы превышают суммарные расходы Московской области и Санкт-Петербурга вместе взятые. Более того, столица России превосходит Санкт-Петербург и Подмосковье по этому показателю в 3-4 раза. Траты Москвы сопоставимы с государственными бюджетами некоторых стран мира, например Беларуси, Египта, Казахстана, Люксембурга, Марокко и Словакии. Ключевые показатели региональных финансов на 2019 и 2020 годы представлены в таблице.

Основные показатели проекта бюджета, млрд. рублей 2019 2020
Доходы, Москва 2207 2317
Расходы, Москва 2344 2430
Дефицит, Москва 137 113
Доходы, Московская область 635 668
Расходы, Московская область 649 670
Дефицит, Московская область 14 2
Доходы, Санкт-Петербург 576 620
Расходы, Санкт-Петербург 628 675
Дефицит, Санкт-Петербург 52 55

Среди важнейших статей расходов этих субъектов РФ:

  • решение транспортных проблем (строительство и ремонт дорог, развязки, метро и т.п.);
  • финансирование жилищно-коммунального хозяйства (энергетика, водоснабжение, вывоз мусора и др.);
  • обустройство территории, улиц, дворов;
  • социальная поддержка (доплаты к пенсиям, зарплатам);
  • инфраструктурные и «имиджевые» проекты (строительство стадионов, школ, медицинских учреждений и т.п.).

Имеющейся дефицит бюджетов Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга покрывается, как правило, за счет внешних займов и федеральных трансфертов.

Что будем искать? Например,Человек