Правительство России утвердило проект федерального закона о бюджете на 2019 год, а также предварительный план бюджета на 2020-2021 годы. После принятия Госдумой, Советом Федерации и подписания президентом этот проект станет законом, по которому страна будет существовать в ближайшем будущем.
Основные параметры
Ключевые показатели Проекта федерального бюджета на 2019-2021 годы представлены в таблице.
Основные показатели проекта федерального бюджета в текущих ценах | 2019 | 2020 | 2021 |
---|---|---|---|
Валовой внутренний продукт РФ, трлн. рублей | 106 | 111 | 118 |
Доходы, трлн. рублей | 20 | 20 | 21 |
Доходы, % ВВП | 19 | 18 | 18 |
Расходы, трлн. рублей | 18 | 19 | 20 |
Профицит, трлн. рублей | 2 | 1 | 1 |
Средняя цена на нефть марки Urals, долларов США | 63 | 60 | 58 |
Средний курс национальной валюты за доллар США | 64 | 64 | 64 |
Индекс потребительских цен, % | 4.3 | 3.8 | 4 |
Государственный долг (без учета обязательств государственных корпораций и банков), трлн. рублей | 16 | 18 | 20 |
Очевидно, что главным источником доходов остаются прямые и косвенные поступления от добычи нефти, природного газа и других сырьевых товаров. Правительство планирует, что средняя цена на российскую нефть будет стабильной, оставаясь на уровне около 60 долларов за баррель, однако это не гарантировано.
Власти России заявляют о значительном росте ВВП страны в 2019-2021 годах, стабильном курсе рубля по отношению к доллару, а также о сравнительно низкой инфляции (около 4%). Как следствие, в будущем федеральном бюджете заложено заметное превышение доходов над расходами за счет роста налоговых поступлений (увеличение НДС и др.). Государственный долг РФ в 2019-2021 годах увеличится с 16 до 20 трлн. рублей, что по мнению официальных лиц является «нормальным показателем». Данные цифры являются только «верхушкой айсберга» и относятся, главным образом, к внутреннему государственному долгу. Они не включают в себя значительные обязательства государственных корпораций и банков перед нерезидентами, которые номинированы в иностранной валюте.
Структура расходов по проекту федерального бюджета на 2019 и последующие годы остается традиционной для России. Главной статьей являются траты на «оборону и национальную безопасность» (финансирование армии, МВД, спецслужб и т.п.). В 2019 году эти ассигнования составят примерно 5,2 трлн. рублей или около 30% всех расходов. В 2021 году соответствующие траты возрастут до 5,5 трлн. На «общегосударственные вопросы» планируется выделить 1,4 трлн. рублей (1,5 трлн. в 2021 году). Ряд экспертов обращает внимание на значительное увеличение ассигнований на статью, предусматривающую выплату премий и другое материальное поощрение для государственных служащих. Эти траты вырастут со 139 млрд. рублей в 2019 году до 284 млрд. в 2021 году.
На экономику в проекте федерального бюджета предполагается выделить в следующем году 2,6 трлн. рублей (2,8 трлн. в 2021 году). По решению правительства РФ будет учрежден специальный «Фонд развития», который будет финансировать различные инфраструктурные проекты «стратегического значения». Среди планируемых «строек века» высокоскоростные магистрали Москва-Казань и Краснодар-Грозный, мост, соединяющий остров Сахалин с Хабаровским краем, резервный мост через Волгу и др.
Совокупные расходы на социальную политику в России составят в 2019 году примерно 4,9 трлн. рублей. В 2021 году их планируют сократить до 4,75 трлн. Большая часть «социальных» денег уйдет на выплату различных пенсий и пособий. На образование будет выделено 827 млрд. рублей (4,5% всех расходов), на нужды здравоохранения около 655 млрд. (3,6%).
Спецификой федерального бюджета России является крайне высокая доля «закрытых» статей. Большая часть всех ассигнований на «оборону и безопасность» классифицированы как «секретные» или «совершенно секретные».
Более того, значительные «закрытые» статьи расходов можно обнаружить в таких разделах как «образование», «здравоохранение», «средства массовой информации» и даже «физическая культура и спорт». Предусмотрены также засекреченные трансферты из федерального «кошелька» в региональные. В совокупности «закрытая» часть федерального бюджета предположительно вырастет к 2020 году до 20% всех расходов. Такой специфический подход к государственным финансам выделяет Россию среди большинства стран мира.
Проект бюджета Санкт-Петербурга, Москвы и области на 2019 год
Официальные доходы этих городов формируются, главным образом, на основе следующих поступлений:
- налог на доходы физических лиц, в частности индивидуальных предпринимателей;
- налог на прибыль и имущество организаций;
- арендные платежи;
- прочие налоги, акцизы и сборы.
Обращает на себя внимание, что официальные финансы Москвы превышают суммарные расходы Московской области и Санкт-Петербурга вместе взятые. Более того, столица России превосходит Санкт-Петербург и Подмосковье по этому показателю в 3-4 раза. Траты Москвы сопоставимы с государственными бюджетами некоторых стран мира, например Беларуси, Египта, Казахстана, Люксембурга, Марокко и Словакии. Ключевые показатели региональных финансов на 2019 и 2020 годы представлены в таблице.
Основные показатели проекта бюджета, млрд. рублей | 2019 | 2020 |
---|---|---|
Доходы, Москва | 2207 | 2317 |
Расходы, Москва | 2344 | 2430 |
Дефицит, Москва | 137 | 113 |
Доходы, Московская область | 635 | 668 |
Расходы, Московская область | 649 | 670 |
Дефицит, Московская область | 14 | 2 |
Доходы, Санкт-Петербург | 576 | 620 |
Расходы, Санкт-Петербург | 628 | 675 |
Дефицит, Санкт-Петербург | 52 | 55 |
Среди важнейших статей расходов этих субъектов РФ:
- решение транспортных проблем (строительство и ремонт дорог, развязки, метро и т.п.);
- финансирование жилищно-коммунального хозяйства (энергетика, водоснабжение, вывоз мусора и др.);
- обустройство территории, улиц, дворов;
- социальная поддержка (доплаты к пенсиям, зарплатам);
- инфраструктурные и «имиджевые» проекты (строительство стадионов, школ, медицинских учреждений и т.п.).
Имеющейся дефицит бюджетов Москвы, Московской области и Санкт-Петербурга покрывается, как правило, за счет внешних займов и федеральных трансфертов.