Дошкольный возраст считается наиболее важным и ответственным периодом в жизни маленького человека и его родителей. Именно в этом возрасте ребенок научается общаться с обществом и окружающим миром. От того, как пройдет это время в жизни малыша, будет зависеть его дальнейшая судьба. Первые учителя на этом непростом пути — воспитатели и все работники дошкольных учреждений, профессионализм и человеческие качества которых оказывают огромное влияние на становление характера ребенка и его отношение к окружающему миру. День воспитателя в 2019 году будет отмечаться в 15-й раз и, несмотря то, что праздник достаточно молодой, он входит в число самых популярных и любимых среди россиян.
Первое учреждение для дошколят в России появилось 27 сентября в 1863 году. Не случайно, именно эту дату присвоили и празднику. День воспитателя учредили в честь не только открытия первого детского сада, но и в знак уважения к тому непростому труду, которому ежедневно отдают свои силы тысячи работников дошкольных учреждений. 27 сентября у всех родителей и опекунов есть замечательная возможность поблагодарить, и высказать свое почтение всем тем людям, которые ежедневно находятся рядом с их детьми, дарят им тепло своей души и помогают в воспитании будущего поколения.
История
До середины XIX века в России не было необходимости в детских воспитательных заведениях, так как дворяне и другие представители высших сословий отдавали предпочтение домашнего образованию. С самого младшего возраста за детьми следили няньки и другие работницы по дому. После реформ Петра I в моду вошло образование за границей, поэтому для подготовки к поездке часто стали приглашать учителей, владеющих иностранными языками. Это привело к тому, что во всех крупных городах появились гувернеры. Однако позже Петр I издал указ, согласно которому дворянские дети должны были учится созданной им Академии, тем самым запретив домашнее обучение.
Только в эпоху правления Екатерины II, которая всячески стремилась к распространению образования по всей России, отношение к домашнему воспитанию и обучению кардинально изменилось. Многие купеческие и дворянские семьи стали приглашать иностранных учителей и гувернеров, имеющих специальные дипломы. Все люди, занимавшиеся домашним воспитанием детей от 3 лет получили статус служащих в Министерстве народного просвещения и получали специальное разрешение, сдав соответствующие экзамены.
В начале XIX века воспитатели остались только в домах у очень богатых людей и принцев, а образованием большинства детей стали заниматься в школах. Многие иностранные воспитатели уезжали, а те кто оставался стали учить детей языкам. Основная нагрузка по воспитанию детей легла на плечи школьных учителей и наставниц.
К середине 19 века появляются первые детские сады для самых маленьких. В этих учреждениях воспитывались дети от 3 до 8 лет. Первые детские комнаты были открыты в Коломне 5 мая 1837 года. Изначально в комнатах было 6 мальчиков и 11 девочек, но благодаря популярности учреждения, через год количество воспитанников увеличилось до 112.
Создание подобных заведений получило широкий отклик не только в народе, но и у властей. О необходимости раскрепощения женщин для активного участия в общественной и производственной жизни высказывались К. Маркс и Ф. Энгельс. Именно им принадлежит и идея общественного воспитания детей.
В 1863 году в Петербурге открыл свои двери сад для детей-дошкольников, куда устраивали малышей за определенную плату. Именно это заведение, открытое С. А. Люгебиль, стало первым детским садом на территории Российской Империи. После этого подобные сады появились Гельсингфорсе (современный Хельсинки), в Смоленске, Воронеже и других городах.
Профессия воспитатель
С приходом советской власти профессия воспитателя стала одной из самых востребованных и почитаемых. Эта должность появилась в штатном расписании садов, яслей и детских домов, школах-интернатах, трудовых колониях, суворовских и нахимовских училищах и других учреждений. Воспитатели несли ответственность не только за воспитание, но и за здоровье и физическое развитие детей, а также за организацию их досуга.
В современном обществе воспитатель продолжает играть одну из наиважнейших ролей в жизни человека. На его плечи ложится непростой и нелегкий труд — научить общению и поведению в социуме, познакомить воспитанников с окружающим миром, научить решать проблемы и многое другое, что может пригодиться во взрослой жизни.
Именно поэтому День воспитателя — не просто праздник, когда чествуют представителей этой нелегкой профессии. Этот день учрежден для того, чтобы вся общественность обратила свое внимание на проблемы, встречающиеся в дошкольном образовании. На те сложности и решение вопросов, которые возникают у всего педагогического сообщества.
Традиции
День воспитателя в 2019 году вместе с россиянами будут отмечать на Украине. Воспитатели Беларуси и Казахстана не имеют официального праздника, однако и там по традиции все работники дошкольного образования устраивают небольшое торжество. В европейских странах воспитателей чествуют одновременно с учителями и другими работниками образовательной сферы.
Традиционные празднования обычно проходят прямо на рабочем месте. 27 сентября воспитанники устраивают концерты и спектакли. Дети самостоятельно или с помощью учителей организовывают театрализованные представления, читают стихи и дарят воспитателям символические подарки. К поздравлениям присоединяются опекуны и родители детей, ведь под присмотром этих людей будет воспитываться и расти их ребенок.
В конце каждого года проходит церемония награждения победителей Всероссийского конкурса, одним из организаторов которого выступает Министерство РФ по образованию и науке. Лучшие «Воспитатели России» получают награды и поощрительные подарки.
Видео о профессии Воспитатель детского сада
[fvplayer id=»165″]