Рядовых граждан страны всегда интересует повышение зарплат, пенсий и других пособий, а также качественное обслуживание в больницах и строительство хороших дорог. При этом мало кто думает о том, что деньги на все перечисленное, как и на многое другое, берутся из бюджета страны. Бюджет России на 2018-2019 годы традиционно «нерезиновый», хотя по отношению к прошлым годам более свободный, точнее, наполненный.
Пути наполнения бюджета и новые направления
Даже школьники знают, что налоги необходимы для поступления средств в казну страны. Многие «недовольные» тычут пальцем в сторону западных стран и уровень их соцсферы, но они обманывают сами себя — система налогообложения граждан европейских государств не сопоставима с российской. Привычные нам 13% НДФЛ являются невероятно мягкими условиями, к тому же при реально невысоком уровне зарплат доходов от этого вида налога в казну поступает немного. Тоже можно сказать и про другие виды гражданских и коммерческих налогов. Следовательно страна просто не может тратить больше, чем у нее есть. С другой стороны в РФ еще ярко развита теневая экономика — и работники получают доходы в конвертах, и предприниматели торгуют мимо кассы. Все это лишает бюджет страны средств для развития.
Причем это лишь одна из отраслей наполнения бюджета. Вряд ли для кого-то является секретом зависимость российской экономики от стоимости углеводородного сырья. Для страны с такими площадями грешно быть сырьевой державой — это понимали многие, но ситуация не менялась. После столь стремительного падения стоимости нефти России пришлось «пожинать плоды» пассивности. После таких неприятностей экономисты на государственном уровне задумались о том, чтобы переориентировать страну на другие направления.
Сейчас 2 приоритетных направления:
- Уменьшение зависимости экономики РФ от цен на нефть.
- Изменение системы налогообложения для минимизации теневых сфер экономики.
Достижение положительных результатов по этим направлениям сможет привести к изменению волатильности рубля, что предотвратит столь стремительные падения его стоимости по отношению к другим валютам. Причем есть и третье направление деятельности страны по наполнению бюджета — формирование повышения дивидендов от государственных компаний. Речь идет о том, что страна является владельцем не только части нефтяных вышек, но и имеет активы в других отраслях. Задача экономистов РФ состоит в том, чтобы правильно формировать активы, способные приносить большее количество дивидендов.
Все эти направления правильные, но вызывают ряд заслуженных опасений — если одновременно не сработают все 3 вида, то бюджет страны по-прежнему будет сильно зависеть от нефти, не имея даже альтернативы. С другой стороны необходимо хоть как-то начинать менять эту ситуацию, даже методом проб и ошибок.
Наталья Акиндинова, директор одной из исследовательских организаций при коммерческих университетах, считает, что «игры» с дивидендами — неплохой вариант, но на обеление экономики рассчитывать не стоит. Такое же мнение имеет и ряд других экономистов, они считают, что не стоит полагаться на большой приток средств в результате борьбы с теневыми предпринимательскими схемами.
Распределение бюджетных средств и размеры госдолга
Обывателям может стать плохо от размеров сумм, ежегодно фигурируемых в главном финансовом документе страны. Только на пункт «Здравоохранение» в 2018 и 2019 годах планируется 438 и 404 млрд рублей соответственно. Впрочем вся социальная сфера занимает 36,5% от всего бюджета, даже оборона и национальная экономика требуют меньше. В частности на оборону запланировано 29% бюджетных средств, а на экономику 14,7%.
Если еще говорить о конкретных цифрах, то на образование будет потрачено 1250 млрд рублей за 2018 и 2019 года по 626 и 624 млрд р. соответственно. В 2018 и 2019 году ожидается большее количество дивидендов от госкомпаний, поэтому возможности бюджета в рублях немного возрастут. В целом общие параметры расходов в 2018 возрастут на 300 млрд рублей, а в 2019 году на 200 млрд р. Причем такие расчеты лишь прогнозируемые, если ситуация будет иной, то суммы серьезно изменятся. Планируется, что бюджет России в 2018-2019 году будет находиться в состоянии восстановительного роста.
При этом важно помнить о наличии дефицита бюджета и таком неприятном понятии как внешний госдолг. Если говорит в расчетных цифрах, то их размеры таковы:
- Расходы в 2018 году 16,528 трлн руб. при доходах в 15,257 трлн р. — дефицит 1,271 трлн р.
- Расходы в 2019 году 16,373 трлн руб. при доходах в 15,554 трлн р. — дефицит 819 млрд р.
Цифры наглядно демонстрируют заметное превышение расходов над доходами. Деньги на покрытие этой разницы необходимо где-то брать. Существует два варианта: внешние и внутренние займы. Для внутреннего кредитования страны планируется использование облигаций федерального займа. Суммы в 2018 и 2019 годах планируются до 1 трлн рублей — 868 млрд р. и 870 млрд р. Также планируются изменения в структуре внешних займов. По суммам верхнего предела внешнего долга все понятно и простым гражданам — в районе 70 млрд долларов. Суть формирования займов понятна лишь экономистам, им будет ясно, что такое «выпуск суверенных евробондов» и причем тут объем в 7 млрд долларов и срок в 30 лет.
Взгляд на бюджет от разных политических партий
Андрей Исаев, замруководитель фракции «Единая России», говорит о том, что в бюджете есть некоторые шероховатости. В частности большого внимания требует вопрос наличия районных коэффициентов и МРОТ в целом. Также «щекотливой темой» является отмененная индексация работающим пенсионерам. Именно эти моменты необходимо внимательно проработать при составлении бюджета, т. к. более крупные расходы учтены, но и МРОТ вместе с пенсиями имеют большое значение.
Лидер «Справедливой России» гр-н Сергей Миронов заявил, что фракция не намерена поддерживать имеющийся вариант бюджета. По его словам планируется выдвижение альтернативного проекта бюджета России на 2018-2019 годы. При этом конкретные нюансы остались неуточненными. Примерно такая же реакция последовала и от фракции ЛДПР. Об этом высказался Сергей Катасонов. По его мнению нынешний бюджет схож с проектом прежнего периода, что не может положительно влиять на экономику — планирование доходов и расходов необходимо менять уже сейчас.
Иван Мельников, зампредседателя ЦК КПРФ, считает новую версию бюджета страны вредной для государства. Условно Мельников называет нынешний вид бюджетного проекта «консервированием» существующего положения дел без каких-либо заметных положительных изменений. Особенно это заметно по отсутствию реального роста заработных плат бюджетникам. По проекту в большинстве случаев им положена лишь индексация окладов.
Рассуждать на тему правильности формирования бюджета России на 2018-2019 годы может любой экономист, политик или обычный гражданин. Разность мнений может быть сформирована даже по причине «знания-незнания» каких-то нюансов. Особенно сложно верить политикам — легко говорить громкие слова, не принимая реального участия в распределении бюджетных средств в ситуации реального дефицита поступающих в казну доходов. Причем в этом далеко не всегда виноваты начальники, политики и кто-то другой — за бюджет страны отвечает каждый ее гражданин.
Видео о Бюджете России
[fvplayer id=»163″]