В последние годы правительство пытается различными путями повысить престиж профессии педагога. Одним из таких шагов стал конкурс, оценивающий преподавательские таланты и навыки. Конкурс «Учитель года 2019» не станет исключением — вскоре будут определены первые участники.
Цели конкурса и его распространенность в мире
В советское время престиж профессии педагога был значительно выше, чем сейчас. Вернуть работе учителя хорошую репутацию — это одна из целей всероссийского конкурса. Важно обеспечить рост социального статуса учителей, чтобы звание педагога вновь стало почетным.
У конкурса есть и другие цели:
- Поддержка творческих начинаний учителя.
- Стимуляция профессионального роста среди педагогов.
- Выявление наиболее талантливых педагогических сотрудников.
- Формирование мотивации для творческого развития педагогов.
- Дополнительная систематизация действенных педагогических приемов.
- Распространение опыта успешных учителей среди педагогов всей страны.
- Развитие инновационных технологий, применяемых в системе образования.
- Определение приоритетных сфер деятельности для создания более гармоничной системы образования.
Вряд ли большую часть из перечисленного можно назвать новаторским подходом. Аналогичный по сути конкурс проводился и во времена СССР. Сейчас его вариации проводятся во многих странах СНГ. Также подобные мероприятия проходят в США и европейских странах.
Мировая востребованность прямо говорит о том, что эта тенденция значима для всех народов. Грамотные учителя нужны всему миру. В России статус «Учитель года» имеет значение не только для самого педагога. Влияние этой победы распространяется и на школу в которой он работает, и на регион проживания. Об этом говорит даже тот факт, что в следующем году конкурс проходит в городе или населенном пункте победившего педагога.
Особенности награждения участников
Про хрустальных пеликанов в качестве приза знают даже школьники, но ими награждают только победителей. Про остальные презенты известно меньше, хотя даже на первом этапе всех участников отмечают грамотами. Участие во 2 или 3 этапе практически всегда подразумевает подарок от спонсоров конкурса. Для победителей региональных соревнований и учителей, занявших последующие 3 места, есть особый подарок от муниципалитетов.
Вне зависимости от дальнейших этапов во многих регионах принято дарить «повышение зарплаты». Для победителя второго регионального этапа на год добавляют 50% к окладной части зарплаты. Для педагогов, занявших 2 и 3 место в областных состязаниях, действует правило повышения должностного оклада на 30%. Учителю, получившему 4 место, увеличивают оклад на 20%. Эти повышения действуют с момента прохождения этапа в течение года.
Помимо этого существуют и ценные призы. Только в каждом регионе они разные как по сути, так и по ценности. В одной области лауреаты получат сертификаты в книжные магазины или подписку на педагогическую периодику, в другом вазы/часы/сервизы, в третьем люстры или телефоны. Все зависит от возможностей региона и от щедрости привлеченных спонсоров. Поэтому когда подразумевается выдача подарков для конкурсантов, то их не озвучивают, обезличено говоря про вручение ценных призов.
Также не стоит забывать и про итоговый приз. В последние годы он стал довольно необычным. Это может быть временная работа в Министерстве образования или же должность советника в госдуме по вопросам обучения детей. Сейчас уже известно, что хрустальные призы конкурса «Учитель года 2019» доверено вручать Виктору Антоновичу Садовничьему, являющемуся ректором МГУ. Поэтому в 2019 году в качестве приза лучшему учителю предложат поработать в МГУ или в Кремле.
Задания для педагогов и этапы учительского конкурса
Традиционного конкурс пройдет в начале учебного года, т.е. в конце сентября-начале ноября. Условно участие в конкурсе заключается в двух разделах: очном и заочном. Последний имеет отборочное значение и проводится в один этап. По факту сам конкурс «Учитель года 2019» проходит в очном виде после отбора учителей по интернету. Процедура заочного раздела проста — педагог должен разместить свою конкурсную работу в сети Интернет. Обычно сама суть работы допускается разная:
- Нюансы применения особых методических подходов.
- Новаторские авторские разработки в области преподавания.
- Инновационные подходы в области педагогического контроля.
Это лишь малая часть работ, допускаемых на конкурс. По факту оцениваются 2 фактора: педагогически новый или необычный подход и умение пользоваться интернет-сетью. Последнее оценивается сразу — все конкурсные работы необходимо грамотно разместить на веб-сайте конкурса или в разделе методических разработок. По итогам заочного раздела происходит отбор работ, принимающих дальнейшее участие в конкурсе.
Для конкурса «Учитель года 2019» было выбрано несколько иное заочное задание. Теперь претенденты пишут эссе на тему своей профессии. В этой работе они размышляют на тему проблем образования, потенциальных путей их решения, а также рассуждают о значимости профессии учителя и что они понимают под этим словосочетанием.
После этого происходят очные этапы:
- На первом проходит урок и методический семинар.
- Во время второго проводится мастер-класс с последующим общением с жюри.
- Третий этап оценивает лидерские качества конкурсантов в условиях Думы или другого госучреждения.
Самый первый очный этап позволяет хотя бы вдумчиво подготовиться. На это дается 2 дня, именно за такой срок озвучивается тема открытого урока. На подготовку ко второму этапу отводится всего 6 часов. Это время позволяет хоть как-то «выбрать» нужное для проведения 20-минутного мастер-класса. Последующий педагогический совет жюри проходит без подготовки на протяжении 45 минут. Самым неожиданным является третий этап, он проходит спонтанно. Также стоит отметить, что все очные этапы укладываются в 10 дней.
Предыдущие победители конкурса «Учитель года»
Вполне нормально, что рядовые граждане не знают всех отличившихся педагогов поименно. Зато их имена и фамилии известны в том населенном пункте, где они проживают. Также об этом знают и в их школе. Хотя у некоторых людей есть стойкое убеждение, что в основном побеждают лишь педагоги обеих столиц. Это не совсем так, но среди лауреатов часто мелькают учителя из Московской и Ленинградской областей. Речь не идет о самих городах, так, например, в 2013 году победил А.Г.Сиденко, учитель информатики из деревни Беляниново в МО.
Победители конкурса есть в разных частях России. Список уже большой, включающий в себя Калининград, Челябинск, Армавир и даже Нурлат, находящийся в Татарстане, а также множество других городов. Все этого говорит о том, что учителя из любого уголка страны могут составить конкуренцию московским педагогам. Это же касается и предметных дисциплин. Среди победителей есть как математики с химиками и физиками, так и филологи с биологами, обществоведами и учителями музыки. Все они говорят, что даже без победы участие в этом конкурсе полезно — оно дает профессиональный рост, что не так просто получить даже из самой качественной методической литературы. Победа в конкурсе лишь является частью процесса становления педагога, говорящая о том, что учитель уже стал хорошим профессионалом.