Начало осени даже у взрослых людей ассоциируется со школьной праздничной линейкой. Причем многие их отучившихся уже забыли, что после торжественного мероприятия проходит вполне рутинная деятельность по выдаче учебников и прочего. К тому же в последние годы в этот день проходит нечто вроде лекции для каждого класса на тему, установленную Министерством образования. Так о чем будет классный час 1 сентября 2018-2019 учебного года и станет ли он чем-то особенным или же пройдет относительно привычно.
Урок Мира и его функции
Часто одной из тем классного часа 1 сентября становится проблема военных конфликтов и обсуждение мира в разных странах. По этой причине время в школе после линейки принято называть уроком Мира. Современным детям в России без специального объяснения будет сложно понять, что такое обучение во время войны. В этот период даже само посещение школы может стать фатальным. К тому же, чтобы сохранять «спокойствие» на планете в будущем, нужно сейчас прививать детям понятия мира и безопасности.
Это своего рода одна из граней просветительской функции классного часа. Вместе с ней выделяют всего 4 наиболее весомых функций:
- Просветительская.
- Ориентирующая.
- Направляющая.
- Формирующая.
Роль каждой функции прямо отражена в ее названии. В совокупности учитель достигает воспитательного эффекта. Условно система выглядит так — учитель рассказывает о чем-то, помогая увидеть это вокруг себя, далее он направляет ребенка в нужную сторону и помогает сформировать точку зрения по данному вопросу.
Не стоит забывать, что на содержание материала урока Мира влияют и личные оценочные суждения педагога. Хотя стандартная основа едина, направленность может быть совсем иной. Поэтому важно заранее оценить схожесть мыслей по важным для родителей темам с позицией педагога. В противном случае разность информации, поступаемой от учителя и родителей, приведет к конфликту мышления ребенка и утрате ориентиров.
Форма проведения классного часа
В зависимости от тематики урока Мира и от возраста учащихся выбирается та или иная форма его проведения. При этом формат и используемые методические приемы полностью во власти педагога. Одни применяют интерактивные доски и проекторы для демонстрации презентаций и т. п. Другие раздают наглядный материал или включают в классный час элементы активности детей.
Допустимы такие формы:
- Игры.
- Тренинги.
- Дискуссии.
- Экскурсии.
- Мастер-классы.
- Просмотр фильмов.
- Концертно-творческий.
Эта пока наиболее распространенные привычные формы урока Мира, используемые в прошлые года. Сейчас часто в образовательном процессе рекомендуют применять новаторские «фишки», учитывающие современный прогресс. Никто не исключает скорую смену стандартного классного часа. Может уже в ближайшем будущем уроки Мира будут проходить в виде познавательно-исследовательской компьютерной игры или начнет проводиться в очках виртуальной реальности. То же самое можно сказать и про темы, хотя пока их перечень довольно типичен.
Логичные темы для классного часа на 1 сентября
Тематика первого урока в начале учебы сильно варьируется в зависимости от возраста учащихся. Классный час 1 сентября 2018-2019 для старшеклассников будет посвящен глубоким темам или вопросами профориентации выбор учебного заведения, а «начинающие школьники» будут ознакомляться с правилами поведения в школе или слушать о знаменитых выпускниках, оставивших след в истории страны. Это стандартные темы для первоклассников и учеников из старшего звена.
Для остальных школьников темы могут быть такими:
- Для 2-6 классов: Как я провел лето; Связь учебы и спорта; Моя семья и ее значение; Мои таланты и их применение.
- Для 7 и 8 классов: Здоровый образ жизни; Старшее поколение и молодежь; Современные законы и их связь с жизнью.
- Для 9 классов: Нюансы выбора профессии; Моя страна и малая Родина; Дальнейшее обучение в школе.
Это основные темы урока Мира в стране в зависимости от возраста школьников. При этом никто не запрещает педагогам внедрять полезные блоки сходной направленности. Такой подход больше направлен на усиление эффекта от темы беседы или включение необходимого целевого элемента. Для частного примера можно рассмотреть вставку в тему «Связь учебы и спорта» про известных победителей международных соревнований, родившихся и живущих в России. Такая вставка одновременно будет направлять учащихся к спорту и даст возможность гордится своей страной. Этот ход можно применять даже в паре с темой будущего учебного года. Если в 6 классе использовать тему про спорт, то в 7 будет вполне логично продолжить ее беседами о ЗОЖ. К тому же именно эти темы актуальны в связи с возвратом системы ГТО.
ГТО и его связь с уроками Мира
Лица, получившие советское образование, хорошо помнят про нормативы ГТО. Сейчас это элемент формирования физического развития и освоения начальных воинских навыков снова вернулся в формат образовательного направления. Это произошло в 2014 году по указу В. В. Путина. Нужно отметить, что тема ГТО неизбежно всплывает в начале учебного года. Это связано с обязательной направленностью классного часа 1 сентября на патриотическое воспитание. Система ГТО отлично подходит для этой роли, поэтому хотя бы вскользь, но будет упомянута во многих классах нашей страны.
Также не стоит забывать, что ГТО действительно в силах без особого труда сформировать любовь к Родине и чувство долга перед ней. Для тех детей, которых сложно подвести к патриотической черте, есть и другой рычаг важности ГТО — нормативы планируют учитывать при поступлении в техникумы и Вузы.
Классный час 1 сентября 2018-2019 учебного года не станет чем-то «феерично-необычным», а пройдет во вполне будничном виде, стандартном для многих учителей. С другой стороны для тех, кто живет рядом с границами Украины, урок Мира в этом году будет значить нечто больше, чем скучное время после праздничной линейки.