Дети – это именно то, чем каждая семья дорожит больше всего. Именно для них мы стараемся предусмотреть все самое лучшее, обеспечить максимально комфортные условия проживания, скрупулезно следим за их здоровьем и питанием, хотим, чтобы они полноценно и гармонично развивались, учились тому, что им будет полезным в будущем…
Как одной из безусловных составляющих всего этого — качеству предоставляемых в детских садах и школах образовательных услуг, — во все времена уделялось предельное внимание, и, следовательно, тому, что это качество, в первую очередь, обуславливает — уровню профессионализма и личным качествам педагогов.
Профессия преподавателя – одна из немногих, для которых в нашей стране существует практика обязательной аттестации, подтверждения квалификации и профпригодности.
И новый закон об образовании подготовил для украинских учителей множество знаковых изменений в этом плане, ряд которых начал действовать сразу же после вступления его в силу, а некоторые появятся в нашей жизни только с 2019 года, или даже еще позднее.
Аттестация vs сертификация
Не для кого ни секрет, что аттестационная практика за годы своего существования в образовательной сфере Украины успела себя значительным образом дискредитировать. Как альтернативу ей собираются ввести более прогрессивную и современную, давно использующуюся в западных странах сертификацию.
Но, чтобы резкие новшества не стали шоковой терапией для наших педагогов, систему эту было решено вводить постепенно, шаг за шагом вытесняя ею устаревший механизм. Параллельное существование обеих альтернатив выльется в тот факт, что учителям предложат пока проходить аттестацию раз в пять лет либо же выбрать вместо нее сертификацию, действительную в течение трех лет.
Казалось бы, зачем людям бросать наезженные рельсы и что-то менять в своей жизни? Все было бы чистым популизмом и демагогией, если бы не одно «но»: предпочтение получения сертификата выльется в 20% надбавки к зарплате, начиная с 2019 года.
По мнению многих и в МОН, и в профессиональной преподавательской среде, это отличный стимул попробовать что-то новое.
Что кроме доплаты дает сертификация?
Деньги деньгами, но, ими далеко не заканчивается список преимущества выбора сертификации. Прежде всего, стоит отметить, что если аттестация была «добровольно-принудительной» и централизованно организуемой, то решение о сдаче на сертификат каждый преподаватель принимает самостоятельно в соответствии с персональным понятием об удобстве и выгоде.
Но, при этом принимать ее будут все те же уполномоченные госорганы МОН, давая исчерпывающий ответ на вопрос, достоин ли данный работник сферы образования нести свет знаний наших детям.
Кроме того только обладатели сертификатов смогут самостоятельно разрабатывать и внедрять авторские образовательные программы и технологии, в том числе компетентностные – о чем так много говорится в последнее время, — что сделает учебный процесс, в первую очередь, для самих учеников гораздо более интересным, полезным и современным.
Параллельно с этим государство запускает централизованную программу бесплатного повышения квалификации для всех желающих и обязательного – для преподавателей младших классов. Причем место прохождения обучения они будут выбирать сами.
Это могут быть как уже хорошо известные институты последипломного образования, так и прочие учебные заведения, вплоть до прохождения соответствующих курсов у физлиц.
Смена профиля
Предположим, есть некая молодая учительница N, не так давно закончившая «пед» по украинской филологии. В школе по месту ее трудоустройства перспективы для нее незавидны – там уже работает несколько преподавателей этой же дисциплины, и ей попросту не хватает часов, чтобы получать максимальную загрузку рабочего дня и, соответственно, полную ставку.
Что же ей делать в таком случае? Менять работу? А если это место всем устраивает? В случае, когда у гражданки N есть определенный уровень знаний и навыков в другом предмете, к примеру, пусть это будет хоть тот же английский, она по новому законодательству вовсе не должна снова отправляться в свой институт за получением второго образования, или на какие-то длительные курсы перепрофилирования, бывшие обязательными ранее.
Она может просто поработать в этом новом качестве год (и руководство школы не имеет права ей в этом чинить препятствия, если подобная вакансия актуальна), а затем сдать новую сертификацию уже по другому направлению.
Удобно? Еще бы! Подобная гибкость давно уже ждала своего практического применения, ведь сколько учителей со временем просто оставались не у дел и были вынуждены менять род занятий, как таковой, если их профиль терял востребованность в определенный промежуток времени или в определенных условиях?
Сколько молодых дарований, отучившись в своем ВУЗе, впоследствии понимали, что именно этим предметом заниматься им совершенно не интересно, и уходили из системы в принципе?
Кстати, новое правило распространяется даже на тех, у кого в дипломе специализация педагога не прописана, но желающих работать в садах и школах, внешкольных заведениях, ПТУ, ВУЗах и прочих учреждениях без предварительного получения соответствующего образования.
Кто-то скажет, что из-за этого мы получим приток совершенно не квалифицированных работников в сферу образования. Но, этим людям можно возразить, что, во-первых, диплом по специальности автоматически педагогический талант человеку не прививает.
А во-вторых, во многом наше образование в школах как раз и страдало от того, что ряд учителей были просто, так сказать, ремесленниками — отчитывающими программу «от сих и до сих» людьми, совершенно не увлеченными своим предметом, а, значит, и неспособными передать эту увлеченность детям.
В случае же когда к преподаванию будут допущены желающие попробовать себя на этом поприще профессионалы, но без педагогического образования, качество и полнота учебного процесса вырастут на порядок. А методиками, умением работать с аудиторией и крайне «ценными» навыками написания тонн документации можно овладеть и в процессе. Было бы, как говорится, желание.
Видео-новость
[fvplayer id=»1456″]
[fvplayer id=»1457″]