История вокруг НДС у нас в стране постепенно начинает напоминать мечтательную фразу Шарикова: «Вчера котов душили, душили…». В общем, и у нас НДС уже душат-душат который год, а никак задушить не могут. Или все-таки в 2019-м смогут?
Нет, на самом деле НДС, как таковой, – это просто чудо, какое изобретение, за которое мы должны сказать спасибо французам, и которое и по сей день прямо или косвенно составляет основную часть системы налогообложения большинства стран ЕС.
Ведь как вообще построены взаимоотношения бизнеса и государства? Бизнес должен ему платить либо налог с продаж, либо НДС. Конечно, есть там всякие Каймановы острова и прочие Гонконги, но мы сейчас не о прелестях регистрации бизнеса в оффшорах, а о реальном существовании в нашей, в том числе, стране.
Быть или не быть?
Что собой представляет налог с продаж? По сути, бизнесмены каждый раз, приобретая товар на всем пути производственной цепочки, платят за него налог в полном размере. То есть, им приходится и «налог на налог» платить постоянно, что, конечно, увеличивает нагрузку на бизнес.
Такая система принята в США, но, там свои сложности и причины, почему они живут именно так, а не иначе. Европа же давно перешла на более прогрессивный и способствующий развитию частного бизнеса механизм НДС.
Он состоит в том, налог платится лишь с той части дохода, которая им же и заработана, составляя т.н. «добавочный продукт». И по сути, это — разница между продажной и закупочной стоимостью/себестоимостью.
Именно по этой причине поначалу в 70-х годах 20-столетия экономика европейских стран взяла более резвые темпы роста по сравнению со Штатами. В Украине же до сих пор НДС можно было назвать настоящим самым главным бюджетообразующим инструментом – с него поступления каждый год варьировались в пределах 30% от всей массы налогов.
Для справки, по акцизам государство получает лишь 15%, а по НДФЛ, к примеру, 12%. Поэтому, естественно, если его отменить сразу, наш бюджет рассыплется, словно, карточный домик.
Суть вопроса
Казалось бы, чего предпринимателям спокойно не сидится? Возмещение переплаты по НДС должно быть налажено из госбюджета автоматическим образом, цифры, в принципе, не сказать чтобы мягкие, но и не удушающие, как ни крути…
В чем же проблема? Почему общественность так яро выступает против этого налога в Украине, ведь он же полезен и бизнесу, и стране в целом? А дело в том, что, как говорил Леонид Макарович: «Маємо те, що маємо». Наш механизм возвратов по НДС — это настояний рекордсмен по количеству коррумпированных схем и разжиревших на них чиновников.
На нем фискалы бессовестно наживаются (несмотря на всю красивую внешнюю мишуру люстрации, реформ и прочие милые сердцу обывателя вещи), а налогоплательщики страдают от давления. Так хоть бы государству от этого хорошо было! Но, нет. Экономика всеми этими схемами просто уничтожается…
Что получаем в итоге? Если объяснить совсем по-простому, доступно даже человеку, бесконечно далекому от налогообложения, бухгалтерии и высоких разговоров об экономике в целом, — растут цены для конечного потребителя.
Потому как невозмещаемый нормально из бюджета НДС бизнесмены автоматически начинают считать налогом с продаж.
Следовательно, негласно закладывают его размер в ценник своих товаров. Получается, что наше правительство хочет ориентироваться на Европу, где налог установлен, в среднем, на уровне 21,6% (в соседней Польше, например, 23), но, оно не хочет учитывать, что там-то как раз НДС возвращают предпринимателям за 7-30 дней максимум.
У нас же пока не «порешаешь вопросы» и не «дашь кому надо», воз будет и ныне там, где его Крылов забыл.
Несколько вариантов налоговых изменений
Понимая, что от «теневой экономики» у нас годами можно избавляться, и так ничего путного и не достичь, активисты от бизнеса предлагают, хотя бы, существенно снизить ставку НДС (ведь государство, по сути, все равно кладет себе все деньги в карман, так хоть давайте делиться по справедливости!).
Например, в странах, с аналогичной нашей ситуацией, налог плавает от 4% к 15%. Оптимально, конечно, 10, но, мы же взрослые люди и в сказки не верим, поэтому максимум, что удастся выторговать у государства – это 15%. А оно нас до сих пор только кормит сказками о «реформах»…
Тут еще стоит вспомнить, что по понятным причинам, НДС в моно-исполнении, с точки зрения экономики, рассматривать ошибочно. Ясное дело, что он теснейшим образом завязан и на другие сборы и поборы.
В частности, на налог на прибыль. Его с 2019 года собираются трансформировать в «налог на выведенный капитал», за которым, к примеру, с дивидендов в бюджет будут изымать 15%, а из платежей, которые к дивидендам приравниваются – 20%.
Но, вместо того, чтобы в пакете с этим новшеством сделать что-нибудь полезное для людей и по НДС, налоговики решили… еще больше усилить гнет на налогоплательщиков.
Чего только стоят механизмы блокировки НДС-накладных, «успешно» обошедший только аграриев. Вопрос теперь, только, как всему остальному бизнесу прикинуться тоже сельхозпредприятиями, чтобы не пойти по миру с сумой?
Особенности экономических процессов в Украине
Пока вместо комплексного лечения нам предлагают точечную акупунктуру. Например, теперь у нас будет классно покупать электромобили – их избавили и от НДС, и от акциза (спасибо, ЕС). Правда, вначале хотели сделать красивый жест и продлить все это счастье и на 2019 год, но, потом испугались, и переиграли все только сроком на текущий.
Ну, что ж, и на том спасибо. К тому же, не факт, что не продлят эту льготу ближе к концу 2018-го и на следующий.
Также вздохнут полегче предприниматели, чья сфера интересов лежит в проведении операций с черным и цветным металлоломом, а также имеющих дело с бытовыми отходами – с них НДС тоже убрали. Еще на пару лет освободили импорт оборудования и кинематограф.
Но, при этом (барабанная дробь!) решили, что если и снижать общую ставку НДС, то не до каких не вожделенных 10% — максимум 16%, и точка. Почему? Они утверждают, что правила вхождения в ЕС запрещают ставку ниже 15%.
При этом странно, что раз у нас действуют переходные периоды и специальные растянутые на время механизмы доведения всего и вся до уровня Европы, с постепенным ежегодным и не так болезненно ощутимым понижением/повышением, почему бы и в отношении такого ключевого момента, как НДС, не поступить аналогично?
Хотя, наверное, нашим управленцам пока просто не до того, ведь они в последнее время так заняты придумыванием пары очередных новых удавок в отношении предпринимателей-упрощенцев, за счет которых дыры в бюджете латали и латать будут, похоже, всегда. Может, все-таки, не с той стороны лечить экономику начинают?
Видео-новость
[fvplayer id=»1463″]