В последние годы для российских школьников, пожалуй, нет важнее тем, чем все, что связано со сдачей ОГЭ и ЕГЭ, а также ГВЭ как для девятых, так и для одиннадцатых классов. Несмотря на то, что выпускные классы всегда слыли жаркой порой для них, ведь, по сути, в эти годы решалась вся их дальнейшая жизнь – то, какую они профессию изберут, куда будут поступать, сейчас обстановка вокруг этих испытаний накалилась еще больше. И с каждым годом, что печально, ситуация эта только обостряется.
Дело в том, что, во-первых, новости, например, о той же ГИА 2019 поступают одна чудней другой – то, пугают, что добавят экзаменов, то усложнят сами задания, чтобы урезать количество бюджетных мест в вузах, то введут другие какие новшества. А во-вторых, ужасно нагнетается сама атмосфера, в результате чего школьники пребывают чуть ли не полгода-год в непрекращающемся стрессовом состоянии. Может, конечно, для взрослой жизни такая подготовка и полезна, но, вот качеству знаний и любви к учебе все это явно не способствует…
Что ж, оценивая изменения по нарастающей, стоит вспомнить, что сначала детям пришлось привыкать к иногда совершенно неестественному для обычной школьной практики формату заполнения бланков ответов и другому решению, оформлению заданий, как таковых. Затем они начали подвергаться тотальному контролю над процессом написания своего экзамена, проходить унизительные проверки на наличие средств связи и прочего. После им на психику стали давить обещаниями довести число обязательных экзаменов до четырех, дополнить русский язык устной частью и перевести всю информатику на компьютер…
Что из этих слухов правда, а что — ложь, чего конкретно ждать в 2019 году от ГИА – об этом и многом другом в нашем сегодняшнем материале.
Новое в ОГЭ
Конкретно по предметам, в КИМах 2018 года изменения произошли только в отношении математики и литературы. Первая избавилась от признанного абсолютно всеми спорным раздела «Реальная математика», ведь все, что в него ранее включали, так или иначе входило в «Алгебру» либо в «Геометрию». При этом и количество заданий и общая сумма баллов за них остались неизменными.
Русский же язык только начали в трех регионах (Чечне, Татарстане и в МО) тестировать на предмет внедрения отдельного устного собеседования, по аналогии с иностранным языком (4 задания за 15 минут на выразительное чтение, пересказ, монолог и диалог по карточкам), но, с 2019 года оно станет обязательным и для всей страны. Это — решенный, обжалованию не подлежащий, факт.
В отношении дисциплин на выбор, в литературе теперь максимально можно заработать 33 балла – на десять больше, чем это было ранее, а также полностью пересмотрели критерии оценивания ответов в развернутой форме, переделали массу формулировок в остальных вопросах.
Правда, по остальным предметам все осталось по-старому. Однако не исключено, что вслед за решением по ЕГЭ отважатся и на полный перевод на сдачу на компьютере экзамена по информатике. Пока так делается только два задания из всей работы. Также, исходя из того, что взят курс на внедрение истории как третьего обязательного испытания в 2020-м году, не факт, что по традиции, не соблазнятся обкатать это вначале на девятиклашках. Следовательно, в 2019-м ряд школ в нескольких регионах снова могут добровольно-принудительно заставить готовиться еще по одному дополнительному предмету.
Что же касается конкретного количества, тут пока вообще мнения у всех разделились. Кто говорит, что так и останутся четыре предмета (два обязательных – математика и русский, естественно, с добавочкой в виде устной части, и два дополнительных).
Кто — что уже со следующего года, как уже было отмечено выше, будет три обязательных (с историей), а некоторым, возможно, светит и четыре. Мы ведь все помним грозные обещания с 2022 года внедрить для всех поголовно и иностранный язык, как один из невариативных? Так что апробации всего этого ожидаемо вот-вот начнут стартовать…
Словом, по сведениям из разных источников количество сдаваемых дисциплин будет колебаться от четырех до шести, в зависимости от того, куда подует ветер в Минобрнауке… Но, как бы там ни было, все равно многие ребята на ЕГЭ сейчас записываются сразу из расчета охвата нескольких специальностей, следовательно, готовят одновременно 4, а то и 6 предметов на выбор, помимо основных, поэтому им, можно, к примеру, начать к ним подготовку уже в девятом классе, и тогда, даже если какие-то изменения и случатся к концу года официально, они уже будут к ним готовы.
И наконец, последним из недавних ноу-хау от Рособрнадзора стало решение печатать бланки КИМов прямо на местах, в день экзамена с одновременной раздачей детям. Чтобы, так сказать, экономить на не явившихся, и еще одним способом обезопаситься от махинаций.
Чего в 2019-м ждать от ЕГЭ?
Печать бланков, не отходя от кассы, с 2019 года актуальна будет не только для ОГЭ, но и для ЕГЭ по всем предметам аналогично. Что касается истории и английского – вопрос еще находится в подвешенном состоянии, но, как уже было отмечено, все может быть, по крайней мере, для несчастных кроликов, которых с этой целью изберут в качестве подопытных.
Все слухи относительно Информатики и ИКТ действительно имеют место быть, и, по правде говоря, в этом новшестве как раз будет много позитивного, если, конечно, ФИПИ удастся все это реализовать программными методами. Ведь оценивание этого предмета в последнее время, учитывая его бурное развитие, а также повальную компьютерную грамотность школьников, было, мягко говоря, неадекватным.
Вся страна некогда содрогалась от скандалов, связанных с тем, что ученик написал программу на каком-то обожаемом им и досконально изученном языке, но, совершенно незнакомом проверяющим, из-за чего был немилосердно срезан по баллам. Что, конечно же, неправильно, ведь он же все-таки все написал правильно?
Да, и по другим моментам, как раз по этому предмету, споры не утихают ни на минуту, так как и сами задания, и критерии их оценки, и, тем более, квалификация проверяющих оставляют желать лучшего. Не говоря о том, насколько вообще этичен вопрос давать экзамен не по общей теории, а по конкретной практической составляющей науки, в которой каждый день отмирают десятки одних технологий, и зарождается вдвое большее количество других. Может, логичнее было бы, как в творческих специальностях, просто гонять детей по общей теории на ЕГЭ, а при поступлении требовать выполнения соответствующего задания? Согласитесь, сферы информационной безопасности, к примеру, и программирования или того же QA – это совершенно разные области, и не очень понятно, почему будущий администратор или безопасник должны уметь программировать?
Конкретно же по предметным изменениям, в покое оставят только биологию, историю, математику и географию. По всем же остальным дисциплинам практически везде пересмотрят систему оценивания по итогам имеющейся на руках статистики и аналитики прошедших лет.
По той же информатике исключат возможность пользоваться естественными языками, и вместо Си будут требовать знание по множеству вопросов С++.
В литературе вместо трех тем сочинений, можно будет писать по одной из четырех, и в целом максимум баллов по этому предмету выростет до 58. Обществознание также подвергнется некоторым косметическим изменениям, в результате которых на два увеличится максимальный первичный балл (до 64), а 29 вопрос обзаведется более детальной формулировкой.
Что же касается Физики, Русского языка и Химии, всем им добавят по одному новому заданию, но, на общий балл, к примеру, по химии это не повлияет, в отличие от остальных, так как там поменяли критерии и для других вопросов. В деталях же, в русском появилось задание на коррекцию согласно лексическим нормам, а в физике – на знание астрофизики.
Общие актуальные правила
Как и ранее к сдаче ГИА допускаются ученики, получившие «зачет» по декабрьскому итоговому сочинению по литературе, а также все у кого оценки выше «2», за исключением случаев, когда неудовлетворительно оцененный предмет выносится на саму аттестацию. Это могут быть как российские школьники, так и граждане других стран, официально пожелавшие вписаться в нашу систему образования, в том числе, беженцы и переселенцы, а также все дети, провалившие экзамены или не участвовавшие в них по каким-либо причинам в прошлых годах, и не преуспевшие в апелляции.
Сессии ГИА начинаются, традиционно, с конца мая и длятся почти весь июнь. Например, в 2018-м ОГЭ сдавали с 26 мая по 8 июня (основной этап, резервные даты – 09.06-29.06), а ЕГЭ – с 29 мая по 19 июня (резерв – с 20 июня по 1 июля). Досрочно же все можно было проходить на протяжении второй половины марта – начала мая. Кстати, и с осенними пересдачами после апелляций теперь стало полегче – можно идти не только на обязательные предметы, но и на любые другие предметы (по ОГЭ). Соответственно, и в 2019 году стоит ждать примерно аналогичных по всем статьям сроков.
По правилам написания тоже все по-прежнему. С собой – только документы, показанное врачом питание и лекарства, если таковое имеет место быть, и черную ручку (перо, капилляр или гелевую). Все материалы, включая справочные и черновики, а также дополнительные листы бланков при необходимости выдаются на месте. На математику разрешается приносить только линейку, на географию – непрограммируемый калькулятор, транспортир и линейку, на химию и физику – такой же калькулятор и линейку.
По длительности экзаменов на устных частях языков отстреливаются за пятнадцать минут, на химию, биологию и русский отводится по 3,5 часа, на иностранный язык, базовую математику и географию – по три часа, а на все остальные предметы – по 3 часа 55 минут. Все испытания стартуют в 10 утра, но, прибыть нужно на место к девяти, чтобы пройти проверку и получить распределение по кабинетам.
Общий принцип систем оценивания также остается прежним – для каждого предмета расписывается, какой максимум балла в разрезе каждого задания устанавливается, и что для его получения надо сделать. Таким образом, формируется для каждого ученика пул первичных баллов, который по устанавливаемой Рособрнадзором схеме затем переводится в стобалльную систему, а кроме того выставляются и переносимые в аттестаты пятибалльные отметки. В целом же все правила, официальные тренировочные сборники заданий по всем предметам, методические требования, критерии оценивания и прочее можно в подробностях посмотреть непосредственно на сайте ФИПИ, которое все это и разрабатывает.
А нам остается только пожелать всем потенциальным абитуриентам и учащимся девятых классов успешной подготовки и высоких результатов сдачи, а также достижения всех поставленных в жизни целей!