1 сентября – день волнительный и ответственный, которого с нетерпением ждет как ученическая братия, так и преподаватели учебных заведений всех мастей и уровней.
По традиции он начинается торжественной линейкой, на которой выступает администрация школы, учителя и сами ученики с пожеланиями доброго пути в такой интересный и притягательный мир знаний, а затем для детей проводят общероссийские тематические часы родные классные руководители. Контекст же для этих уроков выбирают централизованно – в Министерстве образования. Как правило, он посвящен какой-то важной всемирной проблеме либо же имеет под собой сугубо патриотическую основу.
В 2019 году 1 сентября припадает на воскресенье, и, конечно же, пока неизвестно, соберут ли на первую встречу ребят в стенах школы именно в этот день, или же перенесут все мероприятия на 2-е – понедельник. Но, как бы там ни было, всеобщему классному часу быть суждено непременно, и, безусловно, многим будет интересно, как выбирается для него тема и как его конкретно будут проводить в будущем году?
О Дне знаний
Официально чествуемым праздником День знаний на территории нашего государства, разумеется, был не всегда. Начнем с того, что во времена царизма вообще зачастую не существовало единой даты, когда ученики всех классов от любых заведений приступали к занятиям.
В основном это объяснялось тем, что большинство гимназий, церковно-приходских школ и других образовательных формаций не имели единого органа контроля и управления – разве что совещательные попечительские советы и им подобные структуры, они обладали частным финансированием и, соответственно, находились, в большинстве своем, в церковной или дворянской, мануфактурной собственности. К тому же большую роль играло сильное разделение на сельские и городские школы, ведь в первых дети, активно помогающие родителям в сельскохозяйственных работах, не могли приступить к занятиям ранее чуть ли не начала зимы. В то время как в городе ребята по традиции начинали учиться в конце августа – середине октября.
Подобная мешанина сохранялась довольно долго и уже после прихода советской власти: вначале становления коммунистического строя попросту было не до нормальной организации школьного распорядка. Единственное, о чем озаботились в верхах – это чтобы абсолютно все дети восьми-десяти лет, без исключений, принимались в школы осенью в целях борьбы со всеобщей малограмотностью.
Конкретно дату 1 сентября за началом учебного года для всех учебных заведений Союза закрепили только в 1935 году после соответствующего постановления ЦК ВКП (б) и Совнаркома СССР. Интересно, что именно это число выбрали совершенно не зря. После Первой Мировой войны молодые социалисты Европы выступили с предложением каждый год в школах проводить Международный юношеский день с антивоенными акциями и уроками мира, и в 1932 году Коминтерн Молодежи предложил зафиксировать это ежегодное событие именно первым днем сентября.
Почти до самого начала Перестройки в Советском Союзе 1 сентября начиналось с торжественной линейки и урока мира, а затем у детей проводились обычные занятия по расписанию. Но, в 1984 году было властями принято решение закрепить за этим днем официальное название Дня знаний, и с тех пор, как правило, предметы в него не преподают, а внимание концентрируется сугубо на праздничных мероприятиях и воспитательно-информационной работе.
Традиция тематических уроков
Ежегодно во всех российских школах классный час преследует собой сразу несколько целей:
- Способствовать созданию правильной ориентации у ребят на различные окружающие явления;
- Информировать их о разных аспектах знаний, выходящих за рамки традиционной школьной программы;
- Формировать аналитические привычки в оценивании происходящего и в своей собственной жизни, и в жизни общества, страны и мира, учить детей аргументировано высказывать свою позицию и плодотворно общаться как со сверстниками, так и с преподавательским составом;
- Создавать предпосылки для применения знаний на практике.
Он представляет собой полуформальную систему общения учеников и педагогов, в которой достигается совершенно иной уровень коммуникации, чем на традиционных предметных уроках. В идеале, там должны обсуждаться наболевшие проблемы, волнующие детские сердца, находиться специфические решения и вырабатываться коллективные, а также индивидуальные позиции по многочисленным важным вопросам.
Традиция устраивать тематические уроки родилась, конечно же, не вчера, но, если в 80-90-х они, большей частью вращались вокруг всеобъемлющей темы мира и свободы, в двухтысячных тенденции несколько поменялись, в частности в том плане, что для каждого года теперь Центром придумывается своя уникальная тема.
Так, к примеру, в 2015 году классные часы сосредотачивались на проблематике «Готов к труду и обороне» — вставшей на то время очень остро в повестке дня страны, поставленной приоритетной лично президентом, а в 2016-м году учителя с детьми обсуждали вопросы выбора будущей профессии, важность этого момента для личностного роста и государства в целом. В 2017-м снова вернулись к патриотической злободневной риторике, назвав всероссийский классный час «Россия, устремленная в будущее».
К сожалению, в последние годы подобные уроки все чаще напоминают советскую «политинформацию», служившую рупором коммунистической власти, пропагандирующую ценности строя того времени и нацеленную на прививание «правильного образа жизни», консервативных ценностей молодежи. И пока нет никаких предпосылок надеяться, что в этом плане что-то поменяется в ближайшие годы.
Пока еще не известно, какую именно тему изберут даже для 2018-года, не говоря о следующем – 2019-м, но, не вызывает сомнений, что это будет что-то обязательно из Стратегии долгосрочного социально-экономического развития (по 2035 год) от Правительства страны. Учителя, конечно, высказывают пожелания, чтобы это было нечто, хоть каким-то образом интересное и полезное детской аудитории, например, экологические проблемы, последние научно-технологические достижения и приоритеты, инновации в экономике и прочее, но, не исключено, что согласно актуальной повестке дня назначат что-либо политическое, а то и из разряда госбезопасности.
Как это будет?
Несмотря на жесткость в механизме спуска сверху тем для классных уроков, как правило, она безапелляционно затрагивает лишь учеников старших классов, за психику которых, конечно же, совершенно не стоит бояться, так как они отлично умеют выключать свое внимание, когда им перестает быть интересным то, что рассказывает преподаватель. Старшеклассникам, как известно, гораздо сложнее навязать свое мнение, а неприемлемую ими деятельность они с успехом научились игнорировать.
Что же касается средней и младшей школы, особенно для последней допускаются существенные поблажки не только в форме подачи таких тематических уроков, но и в тематике – ее чаще сопоставляют с уровнем развития детей определенного класса. Например, первоклашкам дают какие-то общие понятия о стране, гражданами которой они являются, рассказывают о государственной символике, о том, как важно хранить мир на земле и беречь природу, как полезно учиться, заниматься спортом, уделять время творческому развитию, о личной безопасности и правилах поведения в школе.
В большинстве учебных заведений, конечно, классные уроки 1 сентября больше напоминают обычные лекции-презентации педагогов, иногда с показом видеоматериалов, фотографий или слайдов, но, радует, что некоторые подходят к процессу организации таких уроков творчески, и это, без сомнения, высоко оценивают и сами ученики. Например, устраивают свободные дискуссии на тему, конкурсы и игровые мероприятия, иногда даже отправляются на экскурсии, тематически поддерживающие лозунг акции.
В каждой российской школе и в каждом классе, бесспорно, День знаний проходит совершенно по-разному, но – всегда по-особому. И в преддверии 1 сентября остается лишь пожелать как преподавательскому составу, так и его воспитанникам гигантского терпения и сил в трансляции и освоении знаний, роста самосознания и личной свободы, а также самых теплых дружеских взаимоотношений между собой.
Видео
[fvplayer id=»1637″]