В конце зимы – начале весны 2018 года был принят, а затем и подписан знаковый для Украины закон о кардинальных изменениях в сфере эксплуатации и строительства автодорог. В нем, наконец, пропишут все нормы и положения, касающиеся такого животрепещущего и очень сильно запущенного вопроса в стране, как автомобильные дороги. В том числе он регламентирует и постройку, а также правила дальнейшего использования платных трасс.
Платные дороги – вполне привычная норма для европейского водителя. Ведь логично, что находящиеся в коммерческом пользовании автомагистрали требуют ремонта и модернизации, обслуживания своей инфраструктуры. Конечно, подразумевается, что и их качество – соответствующее…
Ожидается, что новый закон позволит предоставить желающим водителям быстро и комфортно, за вполне разумную плату добираться в пункт назначения, и при этом сфера строительства трасс получит столь необходимые ей инвестиции. Причем они будут не в ответственности нашего мифического Укравтодора, который, как известно, как поется в одной хорошей песне: «Кладет асфальт местами и немного, чтоб каждый оккупант на подступах застрял». А в ведомстве вполне конкретной коммерческой организации, управляющей имуществом на правах концессии, деятельность, права и обязанности которой четко прописаны как раз в этом самом законе.
Какие трассы станут платными?
Прежде всего, стоит отметить, что речь не идет о реорганизации и смене статуса уже имеющихся активно используемых дорог. Платными будут изначально строить спецтрассы (желающие могут и дальше пользоваться обычными бесплатными дублерами), и первыми из них, как ожидается, станут направления «Белая Церковь — Киев» и «Краковец — Львов».
По данным из некоторых источников, изначально рассматривалась еще и «Чоп — Киев», но, ее пока, вроде бы, перенесли на более отдаленную перспективу. На данный момент по первым двум приведенным работают над технико-экономическим обоснованием строительства, после чего начнут искать потенциальных инвесторов и организовывать тендерные процедуры, а также конкурс на поиск концессионера.
Что же касается конкретной стоимости, средней «таксой» по Европе является 10-30 евроцентов. У нас на первых двух проектах объективно собираются ставить самый низкий порог – в 10 евроцентов (около трех гривен). Это логично, учитывая наш уровень жизни и доходов, которые, конечно же, не идут ни в какое сравнение с европейскими.
Нюансы строительства и концессии
Сложность с поиском инвестиционных средств для строительства этих трасс состоит в том, что инвестор сможет окупить свои расходы исключительно в том случае, если в будущем данная дорога будет демонстрировать надлежащую интенсивность трафика. Так как все это лежит в плоскости вероятностей и прогнозов, обязательно должен заработать механизм государственных гарантий и компенсаций, который напрямую бы работал с инвесторами по таким проектам и непосредственно с самими магистралями.
Конечно же, именно об этом ряд положений и был включен в новый закон, благодаря чему стало возможным передать строительство и дальнейшее обслуживание в частные руки. Иначе, по правде говоря, ни один бизнес не вошел бы в этот тендер по объективным причинам, ни при каких обстоятельствах.
Например, в отношении участка «Белая Церковь — Киев» считается, что инвесторы будут просто в очереди стоять, чтобы отхватить этот лакомый кусочек, ведь движение в этом направлении традиционно всегда было чрезвычайно интенсивным. То же касается и сверхпопулярной будущей «Чоп — Киев». А вот по «Краковцу — Львову» такой уверенности нет, но обкатывать идею, в первую очередь, будут именно на ней, потому как лучше взять не слишком удачный проект и понять все его риски, чем расслабиться на заведомо успешных и потом неподготовленными подойти к реализации дорог с меньшей интенсивностью.
В Кабмине считают, что для отработки механизма, сбора статистики и исправления всех сопутствующих недочетов, которые будут выявляться в процессе, данных двух трасс пока вполне хватит, и одной из причин такого скромного начала является то, что государственный компенсационный Фонд на эту тему не готов пока «тянуть» сразу большое количество платных дорог. В будущем же их строительство будет, конечно же, адекватно развиваться, и рано или поздно, надеются в верхах, мы достигнем такого же уровня логистической цивилизованности, как и ЕС.
Какими будут платные дороги?
Прежде всего, стоит отметить, что все готовящиеся платные трассы станут составляющей общей сети европейских автобанов, в частности, речь идет о связывающей, по сути, два моря – Балтийское и Черное, магистрали – Go Highway. И если все пойдет по плану с поиском инвестора и концессионера, строительство «Краковец — Львов» и «Белая Церковь — Киев» стартует с начала 2019 года.
Как поделились с нами в Автодоре, новые трассы будут использовать технологии, совершенно отличные от тех, которые мы привыкли видеть на своих дорогах. Главными критериями станут долговечность, качество покрытия, устойчивость и экологичность. Интересные ноу-хау на этот счет уже проходят свое тестирование на некоторых участках региональных трасс, и если они себя покажут хорошо, большинство автомагистралей Украины в недалеком будущем будет использовать именно их. В частности очень перспективной выглядит технология так распространенных сейчас в Европе «тихих» резиновых дорог из битума с соответствующими добавками.
Во-первых, это замечательный и полезный на практике вариант утилизации старых автошин и прочих резиновых отходов. Во-вторых, такие покрытия отличаются прекрасной вязкостью, они не боятся низких температур, не стареют и не трескаются. По статистике, всего 15% резиновой крошки в объеме покрытия, способно продлить срок его безремонтной эксплуатации на 15-20 лет.
Еще одной интересной идеей стал голландский инновационный проект PlasticRoad, строящий трассы из отходов пластика – тоже замечательный утилизационный шаг при максимальной пользе результата. Они представляют собой составленные по принципу конструктора цельные плиты из переработанного пластика со спецдобавками, в которых проделаны отверстия для коммуникаций.
Данные магистрали, согласно результатам технико-эксплуатационных испытаний, могут класться на любой тип грунта без предварительной подготовки, что существенно снижает себестоимость проекта в целом, выдерживают температурный диапазон от -40 до +80 и демонстрируют внушительную стойкость к любым повреждениям и износу.
Эти технологии или какие-либо другие выберут у нас в стране для обустройства первых платных автобанов – покажет время. Как и то, не окажется ли их строительство очередным способом организовать теплую кормушку для приближенных к властям бизнес-структур, без какой бы то ни было пользы для простого народа…