Помимо увеличения НДС, представителей малого и крупного бизнеса вскоре ждет еще одно нововведение. В 2019 году будет вводиться система обязательной маркировки товаров, которая потребует от предпринимателей денежных и временных затрат. С чем это связано, какие товары войдут в перечень, сроки введения и другие последние новости рассмотрим в данном материале.
С какой целью внедряется
28 апреля 2018 года вышло Распоряжение Правительства РФ № 792-р. Оно утверждает список из 10 позиций – определенные группы товаров, которые станут подлежать обязательной маркировке с 2019 года. В пояснительной записке говорится, что целью этого нововведение является снижение оборота контрафактной и контрабандной продукции. Скачать текст Распоряжения Правительства можно здесь.
Инициатором выступил Минпромторг России. Таким образом государство стремится выстроить систему для отслеживания всех изделий, попадающих на российский рынок. Конечная цель – создание единой информационной базы, в которой будут содержаться сведения о производителе, доставке, поступлении товаров на оптовые базы и в розничные магазины, вплоть до приобретения. Планируется, что это поможет ФНС отслеживать нелегальный оборот продукции.
Какие сведения содержит маркировка
Для разработки платформы и программного обеспечения были привлечены Минпромторг и Ростех. Они должны разработать модель, которая будет обеспечивать эффективное функционирование системы с минимальными затратами.
Маркировка представляет собой штрих-код, наносимый на тканевый или бумажный ярлык. Штрих-код считывается специальным устройством или программным приложением на смартфоне. Считав его, покупатель получит полную информацию о данном товаре. Это будет единая программная сеть, позволяющая идентифицировать любое изделие.
По штрих-коду маркировки в программе должны отображаться следующие сведения:
- страна-производитель,
- фирма-изготовитель,
- импортер,
- дата изготовления,
- срок годности,
- свойства и составляющие продукта,
- особенности эксплуатации в климатических условиях.
Перечень товаров: таблица
Распорядительный документ Правительства начнет действовать 1 января 2019 года, но для разных групп товаров предусмотрены разные сроки введения обязательной маркировки. В Распоряжении №791-Р перечислены следующие категории:
Продукция | Сроки |
Табачные изделия | 1.03.19 |
Белье постельное и другие тканевые изделия для бытового использования (полотенца, скатерти и т.д.) | 1.12.19 |
Одежда, в том числе рабочая и изготовленная из кожи | 1.12.19 |
Верхняя одежда мужская, женская и детская (пальто, куртки и т.д.) | 01.12.19 |
Блузы и рубашки женские из разных материалов | 01.12.19 |
Обувь (любая) | 01.07.19 |
Фотокамеры и фотовспышки | 01.12.19 |
Шины и покрышки | 01.12.19 |
Духи, туалетная вода | 01.12.19 |
Планируется, что к 2024 году все товары, используемые в торговом обороте в РФ, будут маркироваться и регистрироваться в единой системе.
Скачать распоряжение правительства от 28.04.2018 № 792 относительно маркировки товаров в 2019 году.
С 1 апреля 2016 года уже введена обязательная маркировка меховых изделий. Летом 2018 года будет запущена аналогичная программа по систематизации драгоценных металлов, камней и ювелирных изделий. Запуск ее является экспериментальным, но участие обязательно для всех представителей отрасли. Таким образом Правительство хочет выяснить эффективность внедрения программы идентификации. Также с 2017 года действует добровольная маркировка лекарственных препаратов, которая станет обязательной с 2020 года.
Подобная программа (ЕГАИС) уже используется для контроля за оборотом алкоголя и древесины. Аналитики утверждают, что ее внедрение значительно сокращает объемы нелегальных продаж: так, количество незаконно продаваемой водки за 1 год после введения ЕГАИС уменьшилось на 13%.
Дальнейшие перспективы
Распоряжение №791-Р было принято буквально накануне отставки Правительства. Некоторые аналитики утверждают, что принятие этого акта было пролоббировано заинтересованными группами. Что дает обязательная систематизация продукции? Без сомнения, государство останется в плюсе, ведь большое число продаваемых товаров выйдут «из тени» и заплатят налоги.
Однако предприниматели не рады вводимым правилам. Ведь они повлекут за собой дополнительные расходы (оборудование и регистрацию в системе) и трудозатраты (обучение сотрудников). В результате, за все понесенные затраты заплатит покупатель, ведь бизнесмены включат их в стоимость товара. И хотя представители Минпромторга, являющегося инициатором проекта, говорят, что введение маркировки не скажется на стоимости товара, руководители бизнес-ассоциаций считают иначе.
Мнение экспертов
Внедрение данной программы воспринимается экспертами неоднозначно. Разбродин, руководитель «Союзлегпрома», считает, что введение идентификатора подстегнет отечественного производителя. Он отмечает, что с введением маркировки шуб доля российского рынка выросла на 13%. Это происхошло потому, что количество нелегально ввозимой продукции снизилось.
Саида Сулейманова, финансовый советник при Правительстве, уверена, что государственная казна пополнится, однако участники торговли понесут дополнительные траты, в результате чего повысятся цены. Она даже советует заранее купить товары, которые не испортятся (обувь, одежду), поскольку цены начнут расти еще до введения системы маркировки.
Колташев, глава Центра экономических исследований, утверждает, что представители малого бизнеса по-прежнему будут ввозить контрафактную продукцию (рынки, киоски и т.д.). Однако крупные сети, которые раньше могли продавать партии подделок наряду с оригиналами, теперь будут заключены в более строгие рамки. При этом эксперт считает, что процесс систематизации сложный и дорогой, и логичнее было бы ужесточить контроль ввозимой продукции на таможне.