Некогда престижная и уважаемая профессия учителя в последнее время потеряла свою привлекательность из-за барьеров устаревшей системы взращивания педагогических кадров. Российское правительство, зная, как обстоят дела в этой сфере, приняло решение реформировать изжившую себя систему оценки профессионализма новых педагогов и тех, кто имеет за плечами немалый опыт преподавания. Рассмотрим эту инициативу более детально.
Предпосылки появления новой системы аттестации учителей
Новоиспеченные специалисты, вышедшие из стен педагогических вузов и училищ, сталкиваются с рядом неожиданных для них обстоятельств. Перечислим их:
- Трудоустроиться без опыта довольно проблематично, так как работодатели ждут в команду опытных и надежных сотрудников с хорошим послужным списком.
- Оклад начинающего учителя предельно скромен, так как отсутствует выслуга лет, следовательно — и надбавки к зарплате.
- Аттестация старого образца носит подчас формальный характер (зависит от степени «дружбы» с администрацией), поэтому в начале профессионального пути подъем по карьерной лестнице идет медленными темпами, а порою годами не сдвигается с места.
Результатом такой ситуации является отток молодых, целеустремленных, любящих детей и перспективных учителей в другие сферы, не связанные с образованием, но предлагающие более выгодные и легкие пути заработка Особенно остро этот вопрос стоит в отдаленных местностях, небольших поселениях.
Ступени карьерного роста согласно старой методике оценки учителей
Устаревшая система аттестации основывалась на следующих принципах:
- Первая возможность роста предоставлялась только через 5 лет с начала профессиональной деятельности.
- Дополнительные подъемы по карьерной лестнице были возможны только в исключительных случаях — через 2 года после предыдущего зачета учительских навыков.
- Невозможно было сразу выйти на желаемый уровень квалификации, если не пройдены предыдущие шаги. Профессионализм и знания в расчет не брались.
- Давалась субъективная оценка самой работе педагогических работников, но не их просвещенности и компетенции (отсутствовало тестирование).
- Для того чтобы подготовиться к аттестации требовалось затратить немало времени на подготовку отчетности о проделанной работе в разных направлениях: во внеурочной деятельности, в событиях школы, в задействовании родителей, самообразовании.
Достигнуть высоких результатов в такой системе оценок профессионализма стоило большого труда, поэтому многие сдавались или теряли интерес.
В системе образования назрела необходимость реформирования. Для этого была разработана программа, которая будет постепенно внедряться в учительскую среду с 2019 года.
Аттестация учителей по-новому
В усовершенствованную аттестацию в 2020 году внедрят НРУС (национальную систему учительского роста). Она предполагает соответствие новым требованиям к профессионализму учителя и его оценки. Эти требования станут едиными для всей России. Появятся и новые категории учителей — ведущий специалист, методист и простой учитель.
Ведущий специалист будет задействован в разработке образовательных программ, координации работы всего педагогического состава, фактически взяв на себя функции администратора.
Методист станет разработчиком индивидуальных и коррекционных программ.
Простой учитель, имеющий высшее образование, будет преподавать и профессионально развиваться в своей сфере деятельности, контактировать с детьми и их родителями.
Новая аттестация педагогических работников в 2020 году будет оценивать компетенцию учителей с нескольких сторон:
- Индивидуализация обучения.
- Формирование базовых учебных навыков учеников.
- Воспитательная работа в классах.
- Мотивация обучающихся.
- Профессионализм.
- Кейсы (задачи и их индивидуальные решения).
Аттестация учителей затронет тех профессионалов, которые уже перешагнули пятилетний барьер по стажу, а также тех, кто собирается повысить свой уровень и продвинуться по карьере. Стимулировать быстрый подъем в образовательной деятельности правительство намерено установлением ощутимой разницы в окладах первой ступени и наивысшей. Эта разница в 2020 году составит 50 тыс. рублей. Если сравнивать нынешние ставки, то их разрыв сейчас — 16 тыс. рублей.
Как видно, дорога откроется самым активным и конкурентоспособным учителям.
Отличия новой системы от устаревшей
- Нет привязки к выслуге лет или присвоенному ранее уровню. Можно двигаться в карьере настолько высоко и быстро, насколько позволяет компетенция.
- Будет проводиться объективная оценка достижений учеников, а также развитие навыков их учителя.
- Учителям будет присвоен рейтинг в зависимости от показателей их деятельности, рассчитанный по особому алгоритму.
- На педагогов возлагается надежда на разработку оптимизированной концепции подготовки по нормам и правилам новой системы образования ФГОС.
Новая форма аттестации немного смущает тех учителей, которые уже много лет отдали образовательной деятельности. Ведь им придется подтвердить свою высокую квалификацию, показав насколько эффективна их деятельность и как хорошо они знают предмет.
Сейчас система носит экспериментальный характер в некоторых регионах страны. К 2020 году аттестация станет обязательна для всех.
Куда деваться тем, кто не пройдет тестирование
Волнения педагогов связаны с мыслями о том, какие изменения ждут тех, кто аттестацию по каким-либо причинам не пройдет. На этот вопрос ответило Министерство образования и науки. Оно заверило, что увольнений, связанных с провалом тестирования, не будет. Таким учителям будут советовать немного пристальнее отнестись к своему уровню знаний или коммуникативных навыков, возможно, пройти тренинги по их повышению. Причем можно отметить, что курсы по повышению педагогических навыков существовали и ранее, они были обязательными. К 2020 году правила аттестации помогут выявить слабые места учителей и заставят проработать их тщательнее на курсах или прибегнув к самообразованию.
Для современной России давно назрела необходимость реформирования системы образования в целом. Нововведения, коснувшиеся аттестации учителей — это всего лишь одно из направлений, касающихся улучшения уровня образованности в стране. Двигаясь вперед, развивая эту сферу, России удастся воспитать поколение умных и талантливых людей. А значит и составить конкуренцию более развитым странам и выйти на первые позиции экономического развития и благосостояния.
Видео: новая аттестация для педагогов
[fvplayer id=»1864″]