Пятидневка в школах в 2019-2020 году

Вот уже не в первый раз ученики и их родители поднимают актуальную тему – будет ли введена пятидневная система образования во всех учебных заведениях страны. Бурным обсуждением «наболевшего» вопроса занимаются ученые, психологи, педагоги, проводятся различные теледебаты.

Не секрет, что «пятидневка» практикуется в некоторых регионах нашей страны. Но могут ли на нее рассчитывать все школы, давайте попробуем разобраться вместе.

Норма закона

СПРАВКА: закон Российской Федерации «Об образовании» – основополагающий документ, определяющий основную политику государства в образовательной сфере общества.

Согласно нормативно – правовому акту «Об образовании», действующему в пределах РФ только руководство школы имеет право самостоятельно устанавливать режим работы учебного заведения, расписания занятий и правила поведения действующие в нем.

Другими словами, с учетом специфики учебного и воспитательного процесса, директор учебного заведения совместно с педагогическим коллективом имеет право решать, сколько выходных дней предоставить ученику во время процесса обучения.

Это решение будет зависеть от следующих факторов:

  • количества учителей (полный или не полный педагогический состав в учебном заведении);
  • количества учеников;
  • возможной учебной нагрузки, при том или ином учебном графике, как для учеников, так и для учителей;
  • наличия учебных классов и аудиторий;
  • наличия методического и технического оснащения школы, гимназии, лицея.

Пятидневка в школах – За и Против

СПРАВКА: введение пятидневной системы обучения – одна и главных задач, стоящих перед руководством учебного заведения. Если существует такая возможность, ее рекомендуется использовать.

По поводу введения 6-дневного или 5-дневного учебного графика в общеобразовательном учреждении идут дискуссии и споры на разных общественных уровнях. Есть как сторонники «пятидневки» – «шестидневки», так и их категорические противники.

Рассмотрим положительные моменты «пятидневки»:

  • за два выходных дня ребенок лучше подготовится к школе. При этом будет время на совместный семейный отдых и любимое увлечение;
  • для большинства родителей суббота и воскресенье – выходные дни. Если у ребенка суббота тоже будет свободна, не будет нарушаться график семьи в целом;
  • за счет двух выходных дней, ученик сможет больше уделить время здоровью: увеличить время пребывания на свежем воздухе, играть в подвижные игры, общаться с друзьями, а не сидеть за учебниками и тетрадями;
  • изучить пропущенный материал, если по – какой – либо причине ребенок отсутствовал на занятиях;
  • более эффективное использование преимуществ, дающих перенос «красных дней календаря», выпадающих на выходные дни.

Отсюда видно, что предложенные аргументы весьма актуальны и близки не одной российской семье, хотя и являются идеальным вариантом.

Зачастую ребенок на два выходных дня предоставлен сам себе, и не использует это время во благо. Например, много времени уделяет компьютерным играм, просмотру телевизора.

Таким образом, прежде чем стать сторонником 5 – дневной или 6 – дневной учебной недели, тщательно проанализируйте, будет ли польза ребенку от дополнительно выходного дня или нет.

Кому необходима шестидневка?

В Российской Федерации во многих учебных заведениях система обучения рассчитана на пять учебных дней в неделю. При этом существуют различные гимназии и лицеи с углубленной подготовкой, в которых наряду с общеобразовательными предметами изучают более узкие дисциплины. В таких учебных заведения расписание уроков состоит из семи – восьми пунктов, даже при условии шести учебных дней.

Переход на «пятидневку» может привести к уменьшению часов, необходимых на освоение предмета. Что идет вразрез нормативно – правовым актам, регламентирующим учебный процесс.

ВАЖНО: введение пятидневного учебного графика не может быть в школах, в которых дети учатся в две смены.

Рассмотрим вероятные последствия обязательного введения 5 – дневного учебного графика в российских школах, с углубленной подготовкой, в 2019 – 2020 годах для учеников:

  • значительное увеличение учебной нагрузки на учеников (вероятность 8, а то и 9 уроков);
  • резкое сокращение свободного времени, как для посещения дополнительных секций, кружков, так и для выполнения домашнего задания;
  • возрастающая психологическая нагрузка на детский организм.

Другая сторона учебного процесса – учителя. Преподаватель тоже человек, с разным уровнем потребностей и возможностей. Ему порой нелегко провести одинаково насыщенно и ярко как первый, так и седьмой, восьмой, а то и девятый урок. Этот фактор отрицательно скажется на качестве учебного процесса в целом.

К другим проблемам, с которыми сталкивается учитель при шестидневной рабочей неделе можно отнести:

  • достаточно сложно настроить ученика на «рабочий лад», особенно на первом уроке;
  • частое отсутствие ребенка на уроках. Если какой – либо предмет изучается только один раз в неделю – ведет к неполному восприятию или вообще не усвоению данной дисциплины;
  • законодательно закреплено два выходных в неделю. На самом деле зачастую этого нет. Отсутствие полноценного отдыха также негативно сказывается на работоспособности учителя, на его физическом и эмоциональном состоянии.

Возможен ли компромисс?

С целью более эффективного и рационального использования учебного времени, руководство ряда учебных заведений старается рабочую субботу облегчить.

Расписание уроков составлять таким образом, чтобы в этот день стояли неоцениваемые предметы, творческие дисциплины и уроки физической культуры.

В субботний день часто организуются экскурсии, совместные школьные мероприятия, походы, что способствует объединению всех учеников класса.

Нередко в школах практикуются разные учебные графики для начальной, средней и старшей школы. Например, ученики с 1 – 4 класс учатся на «пятидневке», а ученики 5 – 11 классов – на шестидневном графике обучения.

Во многих школах последний учебный день – день «свободный от формы». В этот день разрешается посещение занятий не в обычной установленной форме, а, проявив индивидуальность и креативность, прийти в модной и красивой одежде, отличившись от других учеников в классе.

Быть ли пятидневке в 2020 году?

Обязательная пятидневная рабочая неделя до сих пор законодательно не закреплена, поэтому в 2019 – 2020 году, дети будут учиться так же, как и учились.

Режим работы учебного заведения будет устанавливаться руководством школы, исходя из учебного плана.

Как и несколько лет назад будет два типа учебных заведений:

  • обычная общеобразовательная школа, со стандартной программой обучения. В таких школах целесообразно введение 5 – дневной учебной недели;
  • школа с более углубленной подготовкой учеников (лицеи, гимназии). В них пятидневная система образования не достаточно эффективна. Ученики 5 – 11 классов всегда учатся шесть дней в неделю, иногда к ним присоединяются ученики начальных классов.

Что делать родителям?

Как же поступить родителям в такой неоднозначной ситуации, определенного ответа никто не даст. Решение могут принять только они сами.

В данной случае можно предложить некоторые рекомендации, которыми руководствуется большинство российских семей при выборе того или иного учебного заведения своему ребенку:

  • прежде чем отдать предпочтение какому – либо учебному заведению, необходимо узнать о наличии углубленной подготовки и специализации в старших классах;
  • есть ли в учебном заведении кружки, секции. Другими словами, развита ли культурная сторона учебного процесса;
  • как в целом организован учебный процесс (количество уроков, шести или пятидневная учебная неделя, наличие второй смены обучения);
  • местоположение (расстояние от школы до дома), оснащенность учебных классов, наличие учебной и прочей литературы.

В любом случае, будет ли ребенок учиться по субботам или нет, самое главное – правильный настрой ребенка на посещение школы. Это зависит в первую очередь от семьи, от родителей. Не рекомендуется в какой – либо форме выражать неудовольствие учебным графиком ребенка, классом, учителями или школой в целом.

Наоборот, нужно хвалить и во всем поддерживать своего ребенка. Дать понять, что вы гордитесь им. Хвалите ребенка за любые успехи, пусть даже совсем небольшие, с вашей точки зрения. Поддерживайте его и гордитесь, несмотря ни на что.

[fvplayer id=»1920″]

Что будем искать? Например,Человек