Совсем скоро на наших российских железных дорогах можно будет увидеть совершенно новые вагоны. Разработкой их дизайна занимается объединение организаций, специализирующихся на продвижении различных программ и стратегий в сфере экономики. По прогнозам создателей новых вагонов, их детище будет существенно отличаться от всего, что было раньше, и выделяться своим комфортом, безопасностью и современным внешним видом. А компания РЖД надеется, что новинка позволит удешевить перевозки, и, как следствие, повысить популярность передвижения железнодорожным транспортом у пассажиров.
Отличительные особенности новых вагонов
Старые модели вагонов часто вызывали всевозможные нарекания у пассажиров. Чтобы избежать этого в будущем, было решено прислушаться к пожеланиям людей, при создании новых конструкций. Потенциальные пассажиры с энтузиазмом высказывали свои замечания относительно внешнего вида и внутреннего обустройства железнодорожного транспорта. Больше всего людей волновал вопрос удобства проезда с маленькими детьми – ему, разработчики проекта вагона, уделили повышенное внимание.
Предполагается, что новинку можно будет увидеть в действии уже в конце 2019 года. Руководитель конструкторского отдела Н. Сиротов и все его сотрудники приложили максимум усилий, чтобы новые двухэтажные вагоны отличались от всех своих предшественников в лучшую сторону. Среди особенностей новинки можно выделить:
- Повышенную комфортность. Вместо привычных полок – большие диваны с подголовниками. Каждый пассажир теперь будет иметь возможность отгородить свое место от попутчиков с помощью жалюзи; а еще воспользоваться индивидуальной розеткой, USB и светильником. В санузлах установят специальные столики для переодевания малышей, автоматическую сантехнику и ручные сушилки. Еще из новинок:
- Отсеки для большого багажа теперь будут на входе в вагон
- Станет больше число туалетов (до 4) по сравнению с другими модификациями
- Возможность бесперебойной мобильной связи и доступа в сеть
- Переговариваться с проводником и работниками ресторана можно будет по специальной внутренней связи из общего коридора вагона
- Эргономичность пассажирских мест (ортопедические матрасы) и современная отделка: место для сна станет шире (от 10 до 20 см – в зависимости от класса вагона), а его конфигурацию можно будет менять.
- Применение спец. материалов для уменьшения проводимости звуков и вибрации
- Доступность регулировки температуры в купе
- Возможность самообслуживания. Количество людей, занятых на работе в сфере железнодорожных перевозок, сократится. Привычных проводников заменят торговые автоматы, предлагающие большой выбор разнообразных продуктов потребления.
- Видео-контроль. Наличие в вагонах приборов наблюдения, однозначно повысит безопасность перевозок.
- Использование легких материалов в конструкциях, что позволяет создавать уменьшенные по весу и по габаритам вагоны, по сравнению с аналогичными двухуровневыми моделями, а также одноуровневыми вагонами.
- Соединение трех вагонов между собой – стало возможным благодаря применению приема из предыдущего пункта. Легкость конструкций допускает слияние вагонов, что увеличивает их внутреннее пространство и позволяет сократить число колесных тележек с шести до двух.
Если говорить о технических новшествах подробнее, то в новых составах используются:
- Алюминий (для создания корпуса) и полимеры, что сокращает вес вагона
- Совмещение трех вагонов, что уменьшает его длину и число колесных тележек, и упраздняет барьеры между отсеками
- Пневмоподвеска тележки с контролем крена – делает поездку комфортнее и позволяет на большой скорости проходить изгибы дороги
- Устройство, диагностирующее состояние состава
- Автоматические системы обслуживания пассажиров
Обновление вагонов будет произведено не только на железнодорожном транспорте, но и в метрополитене. Произойдет это чуть позднее, а первыми новинками смогут воспользоваться жители двух столиц – новые составы метро поступят первоначально именно для них. С подачи комитета по транспорту, конструированием новых моделей вагонов заняты основные технические институты и предприятия страны.
Какими будут классы вагонов
О том, какая комплектация вагонов придет на смену привычным всем плацкартам и купе, подробно рассказал глава компании-разработчика В. Егоркин. Вагоны будут представлены в трех конфигурационных видах, не имеющих переходную границу между отсеками:
- Классическое купе на четыре места.
- Новинка – купе на одного.
- Для тех, кто ценит комфорт – купе для одного или двух пассажиров с отдельной туалетной комнатой.
Немного статистики:
- Один новый вагон сможет перевозить до 84 пассажиров
- В нем будут размещаться: 12 санузлов, багажные камеры, несколько зон самообслуживания и место для проводника
- Для сравнения с вагонами старого типа: новинка вмещает в себя три с половиной плацкарта или пять купе
Для визуализации своих конструкторских разработок, организация «КЦЭПС», работающая над проектом, представила РЖД буклет с изображениями новых вагонов. В издании можно увидеть, как будет выглядеть новинка снаружи и внутри, каким образом располагаются и совмещаются отдельные зоны, а также ознакомиться с техническими характеристиками.
В вагонах модификации 2020 будет доступна услуга помощи проводнику специальных сотрудников вокзала – при посадке и высадке пассажиров.
Стоимость и удобство проезда в новых вагонах
Помимо желания создать современные комфортабельные вагоны для наших железных дорог, инициаторы проекта преследовали и определенные экономические цели:
- Повысить объемы перевозок в одном вагоне.
- Снизить стоимость билетов.
Сейчас перемещаться на поездах бывает не всегда удобно. Железнодорожный билет стоит дешевле билета на самолет. Но ехать на поезде придется намного дольше и не всегда в комфортных условиях. Поэтому многие пассажиры, особенно перемещающиеся на расстояния от пятисот до двух тысяч километров, выбирают поездку на машине или авиасообщение.
Применив концептуально новый подход к разработке вагонов 2020, РЖД планирует таким образом решить сразу несколько проблем, существующих на сегодняшний день:
- Снизить стоимость перевозки, за счет сокращения штата сотрудников поезда, увеличения вместительности вагона и снижения его цены (благодаря использованию новых технологий).
- Популяризировать перевозки железнодорожным транспортом, в том числе и за счет повышения комфортабельности вагонов.
И разработчики, и заказчик в лице РЖД надеются, что им удастся справиться с поставленными задачами.