У современных студентов до сих пор теплится надежда, что упраздненную интернатуру вернут, но в 2019-2020 годах этого не случится, поэтому для дальнейшего обучения по выбрано специальности студенту-медику придётся поступать в ординатуру.
Такую систему образования подразумевает современная реформа здравоохранения, после которой, по мнению её авторов, должно возрасти качество оказания медицинских услуг в лечебно-профилактических учреждениях и степень профессионализма работников в сфере медицины.
Впервые была упразднена интернатура у стоматологических и фармацевтических факультетов – это произошло в 2016 году, такие же новшества в 2017 году коснулись лечебный и педиатрический факультеты, а в 2018 году всех специалистов медицинского профиля.
И какова будет эффективность данного способа в решении проблемы с дефицитом дипломированных работник в сельской местности, станет понятно, когда объявят первые результаты современной реформы российского здравоохранения через несколько лет.
Новая система оценки знаний
Раньше, до внедрения настоящей реформы, студент медицинского вуза после обучения по основной программе мог бы поступить в интернатуру по интересующей его специальности и, по её окончании, получить сертификат, показывающий его знания и дающий право на медицинскую деятельность по данной специализации, но через каждые пять лет доктору было необходимо выезжать на обучение для подтверждения квалификации и продления права работать в лечебных учреждениях.
В настоящее время вместо этой процедуры (интернатура-получение сертификата-подтверждение квалификации) участь выпускника медвуза после основного образования – аккредитация, которая позволит ему заниматься практической деятельностью и работать с больными.
Аккредитация – это решение о компетентности молодого специалиста и его возможности работать в медучреждении по количеству набранных баллов во время обучения в вузе. Аккредитационные балы даются после: посещения разного рода медицинских конференций, лекций, дополнительных курсов и т. д.; издание научных статей в книгах, учебных пособиях, периодических изданиях и т. д.; внедрение новых схем в лечении тяжелых заболеваний и т. д.
Разработчики реформы здравоохранения планируют ввести подобную методику в 2021 году. В настоящее время не решено множество вопросов по организации аккредитации (порядок финансирования – проживание и проезд мед работника к месту проведения научных конференций и лекций, освобождение времени студента и медработника для возможности участия в этих мероприятиях) и способов начисления баллов. Все нюансы будут доработаны в кратчайшие сроки, а переход к новому стандарту обучения произойдёт максимально безболезненно, обещают в Минздраве.
Как получить место в ординатуре?
На практике что ординатуру, что интернатура в 2019-2020 гг. мало чем отличаются. Например, после как первой, так и второй молодой врач получает право работать по узконаправленной специализации и допуск к больным. Но есть весомая разница между ними – по новому стандарту Министерства здравоохранения в рамках медицинской реформы поступить в ординатуру на бюджетной основе будет совсем не легко.
Конечно, молодой доктор может обойтись и без этого этапа обучения, но в этом случае он будет иметь право работать только врачом-терапевтом. Будут зачислять в ординатуру по итогам экзамена, который будет разделён на части: первый этап – 60 заданий в тестовой форме, которые будут содержать вопросы по базовым знаниям в медицине. За 60 минут, отведенные на прохождение тестирования, требуется дать верные ответы на 70% предлагаемых заданий.
Второй этап – начисление балла за медицинский стаж. Предполагается, что дополнительное количество баллов, начисляемое за работу в “деревенской глубинке”, будет мотивировать выпускников ехать в село и хотя бы несколько лет оказывать медицинскую помощь сельским жителям (до поступления в ординатуру). За диплом с отличием и начисление стипендии президента РФ во время учёбы в вузе так же положена льгота в виде дополнительных баллов при подаче документов в ординатуру.
Следовательно, шансы накопить необходимое количество баллов для дальнейшего получения образования в ординатуре значительно снижаются у тех студентов, которые обучаются на платной основе, особенно если они не практиковались в деревенских амбулаториях и у них нет медицинского стажа. После суммирования всех перечисленных видов баллов принимается решение о зачислении абитуриента в ординатуру.
Минусы реформы медицинского образования
Самый главный минус для молодых медиков – ординатура становится единственным шансом для начинающего врача следовать зову сердца и работать по призванию. Да, следует согласиться, что, с одной стороны, реформа может посодействовать в привлечении докторов на работу в сельские ФАПы, но, с другой стороны, принятый стандарт образования еще очень несовершенен и таит в себе множество минусов:
Суммарная степень квалифицированности докторов значительно понизится, потому что часть медработников будет уделять время подработкам, ведь получение образования в ординатуре – не дешевое удовольствие, а оплачивать её как-то нужно.
У наставников и учителей пропадёт стимул для совершенствования уровня своего багажа знаний и умений, и об этом говорят сами же студенты – многие практикующие медики безалаберно относятся к собственным профессиональным обязанностям и скидывают на плечи подопечных работу с документами, вместо их обучения.
Так называемым платникам – студентам, учащимся на платной основе – можно не рассчитывать на начисление бонусов в виде баллов. Так же они не положены за научные исследования хотя, как говорят сами учителя, именно научные работы как нельзя лучше показывают уровень текущих знаний учащихся.
Конечно, с большой вероятностью можно предположить, что доля студентов, не поступивших в ординатуру превысит долю зачисленных в ординатуру студентов. В теории на заветное место в ординатуре и получение узкой специализации могут надеяться только покладистые студенты с отличным дипломом и медицинским стажем. Впрочем, об итогах и эффективности предлагаемой реформы можно будет говорить спустя несколько лет и после огласки первых результатов её работы.
[fvplayer id=»2000″]