Доктрина продовольственной безопасности России до 2020 года

Национальная безопасность Российской Федерации, кроме вопросов обороны и прочих, также включает в себя важнейший раздел – “Продовольственная безопасность”. Независимость собственного продовольственного обеспечения в мирное время в случае экономической блокады, тем более в военное время крайне важна.

Поэтому ещё в 2010 году Дмитрием Медведевым в бытность его Президентом на тот момент была разработана стратегия аграрной политики до 2020 года.

Общая политика

Один из ключевых критериев оценки уровня жизни в каждом государстве – достаточное производство собственных продуктов и их доступность населению. Опыт многих ведущих стран мира показывает, что в этом вопросе нельзя полностью полагаться на стихию рынка. Поэтому необходимо если не государственное регулирование, то четко выработанная аграрная стратегия. Необходимость её создания обсуждалась ещё в 1990 году, когда стало понятно, что плановая экономика и колхозная система больше не смогут решать эти вопросы. Инициаторами принятия законов в рамках продовольственной стратегии выступали депутаты от компартии.

Но в то время добиться конкретного результата не удалось. Дискуссии показали, что у всех законодателей было разное представление о том, как строить современную аграрную политику.

Одни предлагали выстроить своё мощное аграрное производство, вспоминая дореволюционный опыт, когда Европа еще не могла обходиться собственным продовольствием и массово закупала его в России. Тогда можно будет обходиться без завоза продовольствия из-за рубежа. Другие ставили в приоритет низкие доступные цены, при этом происхождение продуктов совершенно неважно.

Президенту РФ Борису Ельцину был предложен проект программы развития сельхозпроизводства в стране. Но Ельцин в то время не одобрил проект, мотивируя отказ отсутствием средств в бюджете на его реальное воплощение.

После долгих безрезультатных споров все законопроекты на эту тему были отложены и надолго забыты.

И только в 2010 году накануне президентских выборов Доктрину продовольственной безопасности утвердил Дмитрий Медведев.

На этот раз концепция и ключевые пункты программы развития аграрного сектора страны были разработаны профильными специалистами из министерства сельского хозяйства. В программе, рассчитанной на 10 лет, уже тогда были обозначены основы импортозамещения. О необходимости продуктовой независимости активно заговорили намного позже, с введением первых санкций, запретивших экспорт в РФ некоторых видов продовольствия из стран ЕС и США.

Доктрина – проект и воплощение

Это обширный документ, где подробно регламентируются все моменты развития сельхозпроизводства в РФ. Выделим ключевые моменты, что должно было быть сделано в стране к 2020 году.

  • Создать производство продуктов питания первой необходимости в объемах, полностью покрывающих потребности страны.
  • Обеспечить невысокие цены на питание. Продукты должны быть доступны по цене всем без исключения и не быть основной, слишком значительной статьей расходов в бюджете каждой семьи.
  • Сохранить традиционно высокое качество отечественных продуктов.
  • Запретить распространение культур и продуктов с генной модификацией (ГМО).
  • Сформировать стратегический госрезерв продовольствия.

Главнейшей задачей ставилось именно самообеспечение. Высокое качество и низкая цена в Доктрине фигурируют как второстепенные задачи. Но в этих вопросах большую роль играет рыночная саморегуляция. с условиях которой Россия существует с 1991 года, с отмены плановой экономики и государственной регулировки цен. При избыточном предложении должна начинаться конкурентная борьба с повышением качества и снижением цен.

До окончания срока проекта (2010-2020) остается немного времени, и можно подвести некоторые итоги.

Фактически, продовольственное самообеспечение и независимость от ввоза основных продуктов было достигнуто досрочно, уже к 2018 году. Активировало реализацию этой программы введение продуктового эмбарго после 2014 года. Аграрная отрасль год от года стала показывать значительные темпы прироста в производстве зерна, мяса, молока, круп, сахара и других продуктов.

Причем, сегодня показатели реально производимых в России продуктов выше, чем они были заданы в Доктрине.

Продукт Плановый % Достигнутый %

Картофель 95 97,6
Зерновые разных культур 95 99,3
Мясопродукты 85 93
Сахар 80 94
Подсолнечное, рапсовое и пр. растительные масла 80 84

Но по некоторым позициям плановый объем к 2019 году не был достигнут. Россия производит в искусственных водоемах и вылавливает в морях рыбы 65% от собственной потребности при плановых 80%. Производство молочных продуктов – 82,6% от внутренних потребностей при плановых 90%.

Дальнейшие планы

Экономисты и ведущие аналитики сферы сельхозпроизводства единодушны во мнении, что Доктрина 2010 года выполнила своё назначение и на сегодня потеряла злободневность. За это время Россия вступила в ЕАЭС и ВТО, что требует некоторой корректировки стратегии. Дальнейшее развитие аграрного сектора должно происходить с учетом положений о торговле, принятых ВТО и ЕАЭС.

Что касается внутренней политики, сегодня всем очевидно, что Доктрина в существующем виде никак не регулирует такой важнейший показатель уровня жизни всего населения, как реальная ценовая доступность продуктов всем и каждому.

Согласно статистики, сегодня отдельный гражданин России тратит на питание от 30% до 50% всех своих доходов. Положение несравнимо с уровнем жизни в ЕС, где на продукты уходит около 6-8%.

При таком положении резко сокращается потребление промышленных товаров и критично нарастает спад производства и торговли в этой сфере. А это в свою очередь усиливает кризисные явления во всей экономике.

Время от времени в РФ обсуждается возможность выдачи карточек для бесплатного питания.

Для справки: средний размер пособия на бесплатное питание в США в 2017 г. – 126 долларов каждый месяц. В 2016 году пособие получали 43 млн. 215 тыс. 557 граждан США.

В России этот вопрос по-прежнему висит в воздухе. Видимо, по причине отсутствия заинтересованных политических сил, способных реализовать этот проект.

Эксперты считают, что требуется разработка нового проекта по развитию аграрной политики. Он должен быть скорректирован у учетом накопившихся изменений. Акцент в развитии, по их мнению, должен быть сделан по следующим пунктам:

  • Увеличение экспорта продуктов из России.
  • Организация постоянного контроля за потреблением пресной воды.
  • Восстановление базы собственного семеноводства.
  • Развитие образования и науки аграрного направления.
  • Приведение документации к нормам ЕАЭС.
  • Поддержка малого и среднего бизнеса в производстве и торговле продуктами.

Некоторые эксперты считают, что программа развития в этой области должна быть расписана более подробно, в формате пошаговой дорожной карты для каждой цели и этапа.

Что будем искать? Например,Человек