Некоторая часть родителей не имеют малейшего представления о документации в системе школьного образования. Они предполагают, что в классах только есть учебники и журнал успеваемости, а также личные дела детей. Такие родители просто ничего не знают ни про учебный план, ни про программы по школьным дисциплинам, ни про документацию по внеурочной и воспитательной деятельности. Им будет полезно узнать все про учебный план на 2019-2020 год и про другие нюансы образовательной документации.
ФГОС и его связь с документами школьного планирования
Помимо лиц, незнакомых с учебными планами, есть и те, кто еще не сталкивался с понятием ФГОСов. Это родители малышей, идущих в первый класс. Само понятие ФГОСов было и раньше, но не проявлялось так ярко, как сейчас.
Под этой аббревиатурой прячутся федеральные стандарты, обязательные для выполнения каждой школой страны. По сути они являются основой для составления любых внутришкольных программ и планов. Расширить преподаваемые навыки школа вправе, но сделать уровень требований более низким для каждого класса образовательное учреждение не может. Во ФГОСах прописано множество требований к содержанию учебных материалов, итоговым навыкам школьников, особенностям контроля и т.п. Эти нормативы находят свое отражение во многих документах планирования.
К наиболее важным стоит отнести следующие:
- Учебный план.
- Учебная программа.
- Планы ВСОКО и ВШК.
- Поурочный предметный план.
- План воспитательной работы.
- Документация методических объединений.
- План внеурочной и внешкольной деятельности.
Если рассматривать весомость документов, то учебный план является приоритетным, даже основообразующим. Законодательно базисный план является нормативно-правовым актом, обозначающим границы критериев общего образования.
При этом типовой учебный план рассматривает не только что и сколько дети должны учить, но и какие по итогам обязаны демонстрировать знания. Все это отражается в структурных элементах плана, обязательных для всех образовательных учреждений России.
Нюансы структуры учебного плана
Ко многим законодательным документам прилагается пояснительная записка, уточняющая определенные моменты. Учебный план не является исключением. В ней отражаются особенности учебного плана, его структура и даже нюансы промежуточного контроля успеваемости.
Также в пояснительной записке указываются цели выбранной образовательной программы и приводятся все необходимые нормативы и требования, касающиеся санитарно-гигиенических аспектов, связанных с обучением. Отдельно в ней отражены временные рамки занятий и их плотность в плане информационной или физической нагрузки.
По ФГОС каждый учебный план должен иметь 3 обязательный компонента:
- Федеральный — не менее 75% уч. часов.
- Региональный — не менее 10% уч. часов.
- Школьный — не менее 10% уч. часов.
Путем простейших подсчетов видно, что итоговое количество процентов равно 95. Оставшиеся 5% образовательное учреждение вправе распределять самостоятельно, это своего рода вариативная часть учебного плана. Примерный учебный план в федеральном компоненте обязательно содержит перечень дисциплин и количество отведенных на них часов изучения. Любая школа должна полностью соблюдать все то, что требует федеральный раздел плана, при этом не забывая о необходимых отличиях для разных категорий школьников.
Отличия учебных планов у детей разного возраста
Календарный план занятий в разных образовательных учреждениях может выражено отличаться. К тому же типовая основа планирования не всегда отражает особенности триместрового и четвертного обучения. Хотя в нем указана рекомендованная длительность годового обучения.
Стоит понимать, что базисный учебный план не является единым на всю школу. Его формируют по возрасту учащихся, составляя даже в базовой версии сразу 3 плана.
Они охватывают:
- Начальное звено с 1 по 4 кл.
- Среднее звено с 5 по 9 кл.
- Старшее звено 10 и 11 кл.
Т.е. начальные классы имеют отличия в плане от среднего и старшего звеньев. Дополнительно существуют вариативные планы, разбивающие группы детей на более близкие по возрасту, т.е. создается не 1 документ на звено, а два или даже три. Хорошим примером является наличие 3 планов для среднего звена — один для 5-6 кл., второй для 7 и 8 кл, а третий для 9 класса, с упором не только на изучение нового материала, но и с учетом времени, необходимого для подготовки к экзаменам.
Также отдельно формируется план для тех, кто только начал учиться. Дети, посещающие 1 класс, имеют отличающееся расписание уроков от остальных учащихся начальной школы. В учебном плане для малышей заложен более короткий период обучения в неделях, наличие дополнительных каникул, а также уменьшенная длительность урока.
Внеурочная работа и внутришкольный контроль успеваемости
Такая деятельность в школе является обязательной, т.к. без внеурочной работы сложно реализовать воспитательную функцию школы. При этом помимо самой деятельности необходимо обеспечивать предварительную и итоговую документацию, отражающую нюансы проделанной работы. Это входит в систему ДОУ (документационное обеспечение управления), обязательную в каждой школе.
Вместе с самой работой по организации мероприятий и ведения соответствующей отчетности проводится и контроль. В рамках ВШК (внутришкольного контроля) педагогический коллектив тоже составляет итоговую отчетность, напрямую связанную с учебным планом. Учителя должны не просто как-то рассказывать о своей дисциплине школьникам, но и придерживаться стандартов, изложенных в плане, а также обеспечивать своевременный контроль полученных знаний.
Все это приводит к обязательному наличию ВСОКО — внутришкольной системе оценки качества образования. Это те самые самостоятельные и контрольные, открытые уроки и различные конкурсы, а также многое другое. На все это отводятся часы в учебном плане.
Не стоит забывать, что существует и учебный план внеурочной деятельности, реализуемый в рамках регионального или вариативного компонента. Также в обязательном порядке в образовательном учреждении должны быть организованы ШМО (школьное методическое объединение). Элементы его деятельности также находят отражение в учебном плане.
План мероприятий и другие аспекты воспитательной работы
Учебное планирование помимо уроков включает в себя различные мероприятия в масштабах образовательной или воспитательной работы. Причем не важно, поедет ли на олимпиаду только 5 класс или все среднее звено, данные об этом должны отражаться в документации.
Обычно план мероприятий содержит такие разделы:
- Направленность работы.
- Сроки проведения.
- Конкретное наименование.
- Категория участников.
- Кураторы и ответственные.
Основными отличиями плана мероприятий одной школы от другой, будут точные сроки мероприятий и кураторы. В остальном же многое сформируется по единым принципам. Иногда даже сроки проведения в разных образовательных учреждениях совпадают.
Это связано с едиными общегородскими мероприятиями в духе олимпиад, творческих и спортивных конкурсов, прочих состязаний между школами. Также существуют разные товарищеские мероприятия или спортивные события российского уровня и праздники. Примерами могут стать «Лыжня России», «День Учителя», «Международный Женский день» и т.д. Обычно план всех мероприятий, отражающих спортивную, образовательную или воспитательную направленность с датами и прочими разделами излагается по четвертям или месяцам в табличном виде. Примерно также выглядит и учебный план.
Проект учебного плана без пояснительной записки
Зачастую сам проект по каждому классу можно уместить в небольшой список дисциплин с указанием часов. Рядовые годы обучения более просты в плане формирования проекта с указанием расчасовки занятий. Если же брать 9 класс, то ему уделяют больше внимания, т.к. нужно быть максимально корректным при распределении часов, чтобы совместно с изучением нового материала успевали полноценно готовиться к предстоящим экзаменам.
Чаще всего учебный план оформляют в виде таблицы, причем в зависимости от образовательного учреждения возможны отдельные документы для каждого класса. Схему одного из вариантов плана можно посмотреть в таблице.
Возрастная категория | Норма часов при 5-дневной неделе | Количество по дисциплинам |
5 класс | 29 | Русский язык — 5 ч.
Физическая культура — 3 ч. Математика —5 часов. Иностранный язык — 3 ч. ……. —….ч. |
6 класс | 30 | ……. —….ч.
……. —….ч. |
Вместо многоточий руководство школы выставляет необходимый предмет в нужном количестве часов. Причем необходимо опираться на нормативы, но можно и реализовывать региональный компонент учебного плана. Соответственно, для школ, имеющих 6-дневную систему обучения, используются отдельные данные, рекомендованные ФГОС. К тому же есть образовательные учреждения, практикующие сразу два варианта обучения с 5 и 6 днями, используемых для разных годов обучения. Выбор остается за образовательными учреждениями, длительность недели определяется в рамках педагогического совета и обсуждения этого вопроса с родительским комитетом.
Учебный план на 2019-2020 год является вариативным документом, чаще всего разрабатываемый индивидуально под нужды каждой школы. При этом есть и образовательные учреждения, использующие предлагаемый Министерством образования базовый вариант.
[fvplayer id=»2093″]