В последние несколько лет в России появляется множество социальных программ, направленных на улучшение жизни отдельных категорий граждан. Особенно это заметно в области государственной помощи в приобретении жилья. Иногда такие программы решают сразу несколько задач, в частности помогают и конкретным гражданам, и целым группам лиц. Программа «Земский учитель» в 2020 году как раз является многофункциональной, способной решить вопрос с наличием в малых населенных пунктах квалифицированных педагогических кадров.
Новая программа для учителей
В начале 2019 года Владимир Путин в рамках послания Федеральному Собранию поднял вопрос о новой государственной программе поддержки работников определенной категории. Проект касается педагогических работников в сельской местности и небольших городах.
Эту же информацию подтвердила Татьяна Синюгина, являющаяся замминистра просвещения. Кадровые проблемы обсуждались во время круглого стола, посвященного перспективам развития сельских школ в РФ, в рамках которого и была озвучена идея, предложенная президентом страны.
Проект назвали по аналогии с медицинским — «Земский учитель». Главным козырем программы является пресловутый миллион рублей, ранее выдаваемый медикам, а теперь обещанный педагогическим сотрудникам, готовым жить и работать в сельской местности. Впрочем, у нового проекта есть некоторые отличия, направленные на благо жителей малых городов и сел.
Официальный сайт правительства в ближайшем будущем опубликует все подробности нового проекта. Пока предполагается, что проект «Земский учитель» начнет работать с 1 января 2020 года. Пока же известно лишь немного о новой форме поддержки учителей, но уже какие-то детали понятны людям.
Особенности программы «Земский учитель» в 2020 году
После появления государственного проекта, помогающего работникам медицины комфортно переехать на работу в сельскую местность, ситуация с врачами в деревнях перестала быть такой напряженной. Впрочем, у этой программы были свои недочеты, позволяющие медикам спокойно уезжать из деревни после отработанного положенного времени.
Впрочем, новая программа, направленная на привлечение учителей, тоже предоставляет такое право, но она все же больше направлена на то, чтобы педагогические кадры остались работать и дальше в сельской местности. Пока неясны нюансы организации такого подхода, но предполагается, что одной из особенностей программы будет обязательность трат средств в сельской местности, чтобы люди не просто отбывали в деревнях необходимый срок «отработки», а продолжали жить в этой местности и трудиться.
Под нужды нового проекта не будут менять закон об образовании, но внедрение трехстороннего договора между государством, учителем и образовательным учреждением станет обязательным. В остальном принцип программы прост: учитель приезжает работать в сельскую местность и получает обещанную выплату, но за это обязан отработать определенное время по своей основной специальности.
Региональные особенности программы
Традиционно многие социальные программы можно поделить на несколько групп: федеральные, региональные и местные. При этом принято считать, что федеральные проекты действуют во всех регионах без исключения. Это не так, даже в таких программах часто оговаривается перечень регионов. Такое условие является важным для реальной помощи там, где необходимо действие проекта, а не там, где ситуация является нормальной.
Еще достоверно не ясно какие регионы участвуют в новой программе, т.к. проект рассчитан на проблемные области, остро нуждающиеся в притоке педагогических кадров. Госпожа Синюгина высказывалась о том, что перед окончательным запуском нового проекта необходимо изучить опыт регионов, внедрявших программу «Земский доктор». На основании этого можно сделать выводы, в каких областях процент «осевших» на местах приехавших лиц достигает максимума.
После этого требуется изучить особенности их региональной поддержки и выявить наиболее эффективные способы сохранения привлеченных сотрудников. Следовательно, сложно что-то однозначно сказать о нюансах мотивирования педагогов на местах, но в планах правительства поставить этот вопрос на особый контроль, чтобы приехавшие учителя не покидали села, спустя несколько лет.
По этой причине пока известны лишь примерные условия участия в проекте. Президент уже дал необходимые указания, сейчас разрабатываются структурные элементы, составляются тонкости программы. Впрочем, некоторые специфические элементы уже известны.
Примерные требования для участия в программе
Первое и самое важное условие — это наличие педагогического образования. Причем программа не требует обязательного наличия высшего образования. Лица, окончившие специализированные педколледжи, тоже могут участвовать в проекте, переехав в сельскую местность или небольшой городок, испытывающий дефицит в учителях.
Стоит знать! Выплата 1 миллиона рублей будет доступна только учителям, желающим приобрести жилье в сельской местности. Также допустимо погашение уже имеющейся ипотеки или покупка строительных материалов для возведения жилого дома. Сейчас обсуждаются возможные выплаты ипотеки за городское жилье и расходы на приобретение земельного участка в деревне.
При этом учителям потребуется заключить долгосрочный контракт с образовательным учреждением из утвержденного перечня населенных пунктов. Ориентировочный срок работы пока определен в 5 лет, но не стоит забывать про дополнительные способы мотивирования, определяемые регионами. Это могут быть и коммунальные компенсации, и специализированные надбавки, и какие-то иные стимуляционные пути, необходимые для того, чтобы педагогические кадры максимально долго оставались трудится в деревнях и маленьких городках.
По сути проект для учителей еще даже не начал действовать, но люди уже с готовностью пытаются собрать нужный для участия пакет бумаг. В то время как точные условия и документы, требуемые для программы, еще даже окончательно не установлены. Особенно волнующим для многих является критерий возраста, т.к. аналогичная медицинская программа подразумевала молодежную направленность.
Сейчас есть несколько вариантов развития ситуации:
- К участию допустят только лиц до 35 лет.
- В регионах с особыми потребностями возраст увеличат до 40 лет.
- Будет принято решение никак не ограничивать возраст участников.
Последний вариант вполне возможен, т.к. потенциальные ограничения по возрасту могут лишить сельских школ опытных кадров, желающих продолжить педагогическую деятельность вдали от крупных городов.
С учетом такого подхода сейчас рассматривается вопрос дополнительных стимуляторов для лиц, обладающих педагогическим стажем и/или высшей категорией. Такие учителя особо требуются в деревенских школах, ведь и там есть одаренные дети, способные достичь больших успехов в учебе при наличии хорошего педагога.
Ориентировочный перечень документов
Так как еще неизвестны точные критерии самой программы, то обязательного перечня необходимых бумаг никто дать не может. При этом исходя из опыта сходного проекта у медицинских работников и других государственных социальных вариантов поддержки, можно предположить, что часть документов у них всегда стандартная.
Обязательными точно будут такие документы:
- Заявление об участии в программе.
- Паспорт гражданина РФ и его копия.
- Документ, подтверждающий наличие необходимого образования.
С высокой долей вероятности к данному перечню потребуется приложить справку о составе семьи. В случае наличия педагогического стажа потребуется его документальное подтверждение.
Пока еще непонятно, куда обращаться с бумагами, но обычно путь получения помощи от государства начинается с посещения отдела социальной защиты населения. Впрочем, скоро появятся свежие новости, касающиеся проекта. Тогда все станет на свои места, как с документами, так и с критериями, предъявляемыми к участникам.
Какой в итоге будет программа «Земский учитель» в 2020 году пока достоверно неизвестно. Проект проходит окончательную доработку, но главные моменты уже отмечены. Новая форма господдержки для учителей должна помочь смягчить вопрос дефицита педагогических кадров в маленьких городках и отдаленных деревушках. Остается только дождаться действия программы и увидеть ее реальную результативность.
[fvplayer id=»2152″]