Процесс улучшения системы образования в РФ начатый в 2018 году продолжится до 2020. Изменения произойдут во всех сферах обучения, так как модернизировать запланировали применяемые методы и технологии обучения. Это затронет школьное, высшее образование и даже обучение детей дошкольного возраста. Какие планы Министерство уже воплотило в жизнь, и что нас ждет дальше?
Изменения в Министерстве науки
Одним из первых шагов предпринятых в 2018 году стало то, что из Министерства науки выделили два ведомства:
- Министерство просвещения.
- Министерство науки и высшего образования.
Предполагается, что первая структура должна отвечать за средний и дошкольный уровень образования, а вторая, как видно из названия, за научные исследования и сферу высшего образования. А вот Федеральное агентство научных организаций собираются полностью ликвидировать.
Управление школами передадут полностью в региональным властям. Так как этот подход уже испробовали в 2018 году в 19 регионах России и признали успешным. Ожидается, что такие нововведения существенно улучшат состояние системы образования РФ. Предполагаемая реорганизация ожидаемо завершится уже в первом полугодии 2019.
Уже новым руководством в ближайшие 5 лет будет проведено ряд образовательных реформ. Согласно принятому в конце 2018 года национальному проекту «Образование» планируется реализовать 10 проектов, которые коснутся учебных заведений всех уровней. Среди основных целей проектов:
- расширение инфраструктуры учебных учреждений;
- повышение качества и доступности обучения;
- создание условий для выявления и поощрения молодых талантов;
- организация доступного образования для желающих с ограниченными способностями;
- развитие потенциала педагогического персонала;
- повышение эффективности существующих и организация новых возможностей для дополнительного образования;
- подготовка специалистов высокой квалификации с использованием передовых технологий;
- создание современной образовательной среды.
На основании поставленной Президентом РФ задачи Министерство образования и науки разработало обновления как системы обучения, так и воспитания. Так как В.В.Путин планирует вывести Россию в десятку лучших стран по качеству образования, сделать его конкурентоспособным, то изучаются и принимаются самые эффективные мировые образовательные методики. Постепенно вводят новые критерии оценивания, изменяют методы преподавания. Для педагогов выпускается соответствующая образовательная литература. Какие же конкретные изменения ожидаются в следующие годы на каждом уровне образования?
Детские сады
Эта сфера в последние годы страдает от нехватки мест всем желающим: как в яслях, так и детсадах. Согласно разработанному государством проекту до конца 2020 года каждому ребенку планируется обеспечить место в яслях. На достижения этой цели выделяется 24,5 миллиарда рублей. В рамках данного проекта активно открывают новые дошкольные заведения, детсады обязали принимать всех желающих детей, а также ввели современную систему онлайн-очереди.
На ряду с этим в дошкольных заведениях внедряют программы, предполагающие использование компьютера. Это должно улучшить уровень качества обучения, а также с малых лет заложить деткам знание основ программирования.
Школы
Запланированные до 2020 года реформы в школьном образовании предвидят:
- Обновление программ обучения школьников за счет добавления таких новых дисциплин, как семьеведение, шахматы, астрономия и технология. Предполагается также изучение двух иностранных языков: одного – с первого класса, другого – с пятого;
- Разработку единой общей базы обучающей школьной литературы. Это гарантирует приблизительно одинаковое качество подготовки школьников, так как для их обучения будут использованы одни и те же учебники. Сейчас же, к примеру, около 80 учебников зарегистрировано только по русскому языку.
- Добавление в список обязательных дисциплин для ЕГЭ истории.
- Организацию новой системы для аттестации педагогического персонала в рамках проекта «Учитель будущего». Планируют ввести такие новые должности, как ведущий и старший учитель, а на основании профессиональных достижений учителя получат возможность продвижения по карьерной лестнице.
- Введение двенадцатибальной системы оценивания. Так как от действующей с начала прошлого столетия в России пятибальной системы оценивания знаний во многих странах уже давно отказались ввиду ее неэффективности.
Проект для родителей называется «Современный родитель». В его рамках будет сделан сайт, где родители получат возможность проконсультироваться по любым вопросам связанным с обучением.
Материальное обеспечение школ тоже не забыли. Правительством планируется выделение финансирования по таким основным направлениям:
- ремонтные работы в образовательных заведениях и обновление дорог, ведущих к ним;
- приобретение транспорта для доставки в школу детей, что далеко проживают;
- строительство оздоровительных летних лагерей, лабораторий, 34 технопарков «Кванториум», а также центров по типу «Сириус»;
- организация новых учебных мест.
ИНТЕРЕСНО! За счет открытия новых школ появится возможность отмены обучения в несколько смен (сегодня же занятия во многих школах ведутся в две и даже три смены).
Проект «Цифровая школа» предполагает перевод обучения в цифровой формат. С этой целью каждой школе будет обеспечен постоянный и качественным интернет-доступ, печатные издания вытеснят цифровые, а отчетность планируют сдавать тоже в электронной форме. Планируют также реализовать возможность просмотра школьных занятий онлайн, что очень удобно, например, при невозможности посетить очно урок по причине заболевания.
В перспективе планируют внедрять для обучения технологии расширенной реальности и обучающие программы на основе искусственного интеллекта. Это позволит обучающим системам учитывать индивидуальные особенности отдельных школьников.
Конечно, такие нововведения нельзя провести быстро, это потребует немало денег и времени. К тому же не каждая семья может сейчас себе позволить нужное электронный гаджет ребенку. Поэтому полная реализация займет годы. Но уже в 2020 планируют начать использование симуляторов и электронных обучающих игр.
Колледжи и техникумы
Специалисты в этой сфере считают, что со временем, если не провести реформы сферы среднего образования, количество поступающих в техникумы и колледжи превысит запланированный государством спрос. То есть выделенных бюджетных средств не хватит на их обучение. Повышенным спросом сейчас пользуются профессии, что обеспечат в будущем трудоустройство. Поэтому после девятого класса планируют бросать школу и поступать в средние учебные заведения 40-50% будущих выпускников. И хотя объемы выделяемых бюджетных средств на данную сферу не повысятся, такая тенденция приведет к увеличению на треть количества учащихся там уже в ближайшие пару лет.
Во избежание такой ситуации Министерство образования и науки планирует создать на базе средних профессиональных образовательных учреждений Центры профессиональной мобильности. Здесь желающие смогут повысить уровень квалификации или получить профильную подготовку или переподготовку.
К такому обучению получат доступ как выпускники школ, так и уже работающие, но желающие получить новую специальность или повысить квалификацию. Нужных для этого центров планируют построить не менее 7 и обучать в них планируют 50 самых популярных и нужных профессий. Также больше 30 центров профобучения планируют открыть для детей с ограниченными возможностями.
ВУЗы
Основными заданиями Федеральной целевой программы по реформированию системы высшего образования являются:
- организация магистерских и аспирантских программ;
- внедрение в процесс обучения современных эффективных технологий;
- строительство вспомогательных лабораторных, спортивных и коммунальных учреждений;
- увеличение количества мест в общежитиях;
- обновление и модернизирование способов оценки качества обучения.
Такие мероприятия имеют целью повысить уровень обучения в русских ВУЗах до мирового уровня и обеспечить учебным заведениям конкурентоспособность на мировом рынке. Это привлечет в Россию студентов из-за границы. Предполагается также построить новые кампусы и организовать программы получения грантов на обучение иностранным поступающим.
Также планируют провести ряд изменений, чтобы избежать утечки кадров с высшим образованием и сохранить их на их рабочих местах. Среди них:
- увеличение грантов и стипендий для аспирантов;
- открытие в регионах центров технологического и социального развития при ВУЗах, чтобы дать возможность выпускникам и после получения дипломов развиваться;
- открытие программ фундаментального исследования на долгие сроки.
Естественно такие мероприятия требуют денег: где-то 2 триллиона рублей. Откуда страна возьмет столько средств на финансирование реформы, пока неизвестно. Соответственно нельзя сказать, как быстро и какими способами ее проведут.