Окончание начальной школы подразумевает погружение недавних малышей в новую, неизведанную ранее, сферу образования. Некоторые педагоги и сами родители говорят, что вместе с переходом в среднее звено по сути и начинается серьезное обучение. Меняется и структура уроков, добавляются новые предметы и вводятся иные требования к содержанию ответов. При этом с дисциплинами в среднем звене не всегда все понятно родителям. Многие из них хотят узнать какие предметы в 5 классе в 2019-2020 году и стоит ли ждать чего-то необычного в плане оригинальных новшеств.
Зависимость перечня дисциплин от учебного плана
После введения новой системы ФГОСов в системе школьного образования с трудом, но все же стала появляться какая-то выстроенная система логики. Предоставление образовательным учреждениям базисных учебных планов федерального уровня позволило школам и гимназиям более структурировано формировать собственные программы, учитывающие потребности контингента.
Даже внутри одной школы могут функционировать разные образовательные проекты, направленные на обучение детей с разными интеллектуальными способностями. Одна программа содержит стандартные учебные предметы, а более продвинутая может быть построена на углубленном изучении этих дисциплин.
Интересно! В частности в последнее время в формате урока технологии одни дети все еще пекут оладья и выжигают досточки, а другие собирают системные блоки ПК или занимаются робототехникой.
Также в школе в последние годы характерно полноценное использование вариативной части учебных планов, ранее реализуемой все теми же обязательными предметами. Сейчас образовательные учреждения оценили преимущества такой возможности и используют ее согласно необходимости.
Вариативная и обязательная части учебных планов
О структурных компонентах базисного плана сказано уже много раз. По сути такая информация больше касается учителей и руководства образовательного учреждения, родителям же придется просто принять данную систему, выбранную школой. При этом все еще сохранились школы, не думающие о том какие предметы выбрать для дополнительной программы своего вариативного компонента. Они просто эти 10% заполняют теми обязательными предметами, преподнеся их в виде дополнительной «глубины» изучения.
Стоит знать! Помимо учета всех компонентов учебного плана, образовательное учреждение должно соблюдать и требования по соблюдению предельно допустимой нагрузки. В частности при 5-дневной учебной неделе дети за год не могут получать более 980 уроков. Если же школа практикует шестидневку, то нагрузка получается чуть больше — 1085 часов в год.
С этим и связан факт того, что одни дети в 5 классе изучают географию уже в паре с биологией, а другие нет. То же можно сказать и про многие внедряемые в этом году дисциплины. Только не стоит забывать, что есть обязательный «костяк» предметов, изучаемый во всех школах страны. Образовательное учреждение должно обеспечивать преподавание таких уроков вне зависимости от собственных внутришкольных проектов.
Перечень обязательных дисциплин в 5 классе
Согласно федеральному инвариативному компоненту школы обязаны преподавать минимальный перечень дисциплин, причем делать это в конкретном объеме. При этом национальные особенности областей страны не учитываются. Вне зависимости от региона и других критериев в школе должны преподаваться 11 образовательных дисциплин.
Список уроков с количеством обязательных часов в неделю такой:
- Математика — 5 ч.н.
- Русский язык — 5 ч.н.
- Иняз — 3 ч.н.
- Физическая культура — 3 ч.н.
- Литература — 3 ч.н.
- История — 2 ч.н.
- География, музыка, ИЗО, технология и ОБЖ — 1 ч.н.
Следовательно, можно подсчитать минимальное количество уроков положенных по обязательным федеральным предметам. Исходя из приведенных ниже данных, можно понять, что инвариативная часть общегосударственного образовательного компонента уже включает в себя 27 уроков в неделю. При этом не стоит забывать и про национально-региональный компонент, и про возможности школы внедрить свои дополнительные дисциплины.
Такие возможности и дают простор для вероятных изменений в списке предметов. К обязательным дисциплинам добавляются и другие предметы. Особенно ярко это выражено в регионах, имеющих свой национальный язык, отличающийся от русского.
Возможные изменения в перечне предметов
Как было сказано выше, в России допускается внедрение дополнительных дисциплин в школьную программу. При этом такие предметы не могут быть заменой основным урокам, обязательным для всех российских школ без исключения.
Наиболее ярким примером дополнительной дисциплины может служить тот же родной язык, изучаемый в разных регионах страны наравне с русским. При этом школа вправе распределить проценты национально-регионального компонента исключительно на изучение родной речи или же внедрить еще один дополнительный предмет. Такой дисциплиной может стать и история родного края, и подраздел МХК, касающийся творческих людей данного региона, и даже народные прикладные занятия, характеризующие конкретные трудовые навыки.
Среди вариативных дисциплин есть вполне привычные:
- Биология.
- Краеведение.
- Обществознание.
- Граждановедение.
- Второй иностранный язык.
При этом многие не используют возможность внедрения дополнительных дисциплин. К тому же многие школы сами беспокоятся о введении оплаты за учебу, поэтому не стремятся преподавать дополнительные уроки, пытаясь минимизировать финансовую нагрузку на родителей.
Информация о платных предметах
Относительно введения оплаты за ряд серьезных школьных дисциплин разговоры идут уже несколько лет. Подразумевается, что оставят минимум бесплатных предметов в духе русского языка, математики и физкультуры с биологией. Все остальные дисциплины станут факультативно-платными, причем есть даже версии, что отказаться от них будет нельзя.
Стоит знать, что проект все еще актуален, но только его реализация далека от того, что придумали родители и педагоги. Изначально подразумевалось внедрение дополнительных углубленных уроков физики, химии, алгебры в факультативном режиме. Остальным же детям по-прежнему будут преподаваться все указанные дисциплины в обязательном порядке, но только в базовой версии.
Такая ситуация связана не только с желанием внедрить платные дисциплины, но и с все возрастающей образовательной нагрузкой. Причем пока это все еще лишь проект, а не рабочая версия очередных учебных реформ, поэтому сколько предметов будут изучать дети зависит от школы, т.к. к перечню обязательных могут добавить и вспомогательные дисциплины регионального компонента.
Предметы в 5 классе в 2019-2020 году пока никто не собирается кардинально изменять. Детей ждут привычные родителям дисциплины, хотя сами школьники поймут, что в среднем звене к учебе стоит относиться более серьезно. К тому же современным детям уже сейчас стоит задумываться о будущей профессии, заранее углубляясь в нужные для этого дисциплины.