Итоговое собеседование по русскому языку в 2020 году

Регулярные изменения в структуре завершающей аттестации школьников смущают всех участников образовательного процесса. Дети не понимают что необходимо учить в первую очередь, родители не успевают узнавать нюансы подготовки к экзаменам, а учителя тратят множество времени на то объяснение всех нюансов и тем, и другим. Не так давно появившееся устное собеседование сначала вводило всех в ступор, сейчас же о нем известно значительно больше. Остается только понять будет ли чем-то особенным итоговое собеседование по русскому языку в 2020 году или школьникам не стоит пугаться этого этапа заключительной проверки знаний.

Особенности проведения собеседования

Многих родителей изначально возмутила ситуация с появлением такого вида тестирования знаний школьников. По факту собеседование является допуском к основному экзамену, что заметно нервирует детей, имеющих сложности с публичными выступлениями. Такой ученик может качественно владеть письменной речью, имея высокий уровень знаний грамматики и орфографии, соблюдая требования стилистики, но быть не в силах спокойно демонстрировать свои знания в устном виде перед незнакомым человеком.

Устное собеседование в 9 классе не особо сложное, но все же требует определенного уровня развития не только коммуникативных навыков. Этот вид аттестации можно отнести к многоплановой — важно не только красиво и складно говорить, но и делать выводы, рассуждать или описывать увиденное в смысловом содержании. Причем времени на подготовку детям дается немного, как и на окончательный ответ. Всего же на 1 ученика приходится приблизительно 15 минут времени.

Стоит знать! До сих пор неясна ситуация с организацией собеседования для детей с речевыми нарушениями и/или особенностями психологического характера, влияющие на устные ответы. Пока такие ситуации решаются в индивидуальном порядке.

Регламент устного экзамена довольно прост — ребенок проходит собеседование в своей школе, выбрав билет из предложенных, а ответ записывается в режиме аудио. Время на подготовку измеряется буквально секундами, т.к. перед ответом на каждое задание дается порядка 2 минут (120 с). Выполнение 4 задания совсем не подразумевает подготовки — ответ требуется проводить в режиме реального времени.

Задания на устном экзамене по русскому языку

По сути варианты на предварительном собеседовании заключены в разных текстах и картинках, прилагающихся к самим заданиям. Ответ начинается с чтения текста и его последующего пересказа, но это уже не младшее звено обучения, требования к качеству значительно выше.

Всего же в собеседовании 4 задания:

  1. Чтение текста с выражением.
  2. Пересказ текста с включением цитаты.
  3. Построение монолога на выбор.
  4. Проведение диалога с экзаменатором.

Особого пояснения требует 3 задание — учащийся имеет право выбрать разновидность монолога из трех возможных вариантов. Школьник может описать происходящее на предоставленном изображении, порассуждать при ответе на какой-то заданный вопрос или рассказать о чем-либо, согласно имеющимся экзаменационным материалам.

При этом наиболее сложными заданиями после итоговой апробации были признаны пересказ и диалог. Поэтому при подготовке именно им стоит уделить больше времени. Только предварительно необходимо узнать сроки проведения собеседования, чтобы верно распределить время на подготовку.

Ориентировочные даты проведения устного экзамена

В предыдущем году школьникам трижды давали возможность получить допуск к основной сдаче русского языка. Это позволяло не только спокойно пересдать устное собеседование в случае неудачи, но и без проблем посетить экзамен, если в первую дату не было возможности быть на нем.

Даты выражено отдалены друг от друга, что дает возможность попытаться усовершенствовать свою устную речь тем, кто не смог пройти аттестацию с первого раза. Во всяком случае в 2019 году наблюдался почти месячный интервал между сдачами. Сейчас стоит ориентироваться именно на эти сроки, т.к. для 2020 года окончательные даты еще не сформированы.

В предыдущем году собеседование было запланировано на такие дни:

  1. 13 февраля.
  2. 13 марта.
  3. 6 мая.

В текущем году следует ждать примерно таких же сроков — один день будет в конце зимы и 2 весенние даты. Впрочем, ждать экзаменов без подготовки не имеет смысла. Сборник И.П. Цыбулько больше направлен на формирование готовности к письменному экзамену, хотя возможно в ближайшее время появится и книга, посвященная устной части. Пока же остается искать иные способы пройти предварительную аттестацию по русскому языку.

Стандартные этапы подготовки к собеседованию

Стандартными советами в духе регулярного устного общения и проработке дикции «завален» весь интернет, хотя проку от таких рекомендаций немного. Современная молодежь часто общается междометиями, сленговыми словами и упрощенными предложениями. Также даже у взрослых людей сейчас часто заметны проблемы с верной расстановкой ударений, что не может быть использовано в процессе подготовки.

Четкость дикции не будет столь важна, как отсутствие просторечий, неверных ударений и нелогичных пауз. Также особо выделяют последовательность построения предложений и уверенное комбинирование простых и сложных вариантов высказываний. При подготовке к ОГЭ 2020 по письменной части русского языка эти моменты прорабатываются, но для устной аттестации надо более глубокое владение такими навыками.

Некоторые педагоги уже создали авторские небольшие программы, направленные на подготовку к новому виду аттестации. В первую очередь в них идет развитие устной речи по разным направлением. В такие программы входит ряд «упражнений» в разных пропорциях:

  1. Пересказ различных текстов.
  2. Чтение произведений с выражением.
  3. Выстраивание монологов на отличающиеся темы.
  4. Диалоговое общение с учителем и одноклассниками.

Все эти способы подготовки оказывают на речь школьника положительный эффект. В процессе подготовки дети запоминают ранее неизвестные ударения в словах, совершенствуют навыки построения логических предложений и даже тренируют память, пытаясь воспроизвести прочитанный текст.

Такая подготовка является многоплановой, но все же общей. В ней нет индивидуального подхода, учитывающего персональные особенности каждого ученика. Кто-то из школьников без малейшей запинки прочтет даже сложный текст или выдаст выразительный и глубокий монолог, но при разговоре с экзаменатором начнет «экать», теряясь при построении ответов.

Специфические нюансы подготовки к экзамену по русскому языку

Сама по себе подготовка к сдаче русского языка при ее качественной организации будет оказывать специфическое влияние на устную речь, совершенствуя и ее за счет увеличения словарного запаса и пассивного формирования навыка корректного построения предложений.

При этом полноценная подготовка к устной сдаче должна заключаться в выполнении особых упражнений, обычно не попадающих в перечень занятий девятиклассников. Составленные опытными учителями программы подготовки частично включают необходимые упражнения, но они более общие, тренирующие тот или иной навык в целом, а не точечно для собеседования по русскому языку.

По сути многократное выполнение заданий, похожих на экзаменационные, позволит усовершенствовать навык, вероятно приблизив его к минимально необходимому, требуемому для получения зачета на устной аттестации. Можно обойтись и меньшим количеством повторений. Для этого необходимо просто учесть специфические особенности заданий, предлагаемых на собеседовании.

Стоит обратить внимание на такие нюансы:

  1. Отработка навыка выразительного чтения:

    важно содержание текста, подойдет исторический, политический или биографический;

    желательно ежедневно проверять часть известных слов на верно используемое ударение;

    необходимо тренировать интонационную подачу текста, расставляя паузы и т.п. в нужных местах.
  2. Пересказ прочитанного текста с цитированием:

    следует уделить время формирования навыка корректного включения цитаты в пересказ;

    требуется регулярно практиковать «стройность» пересказа по мысленному плану текста;

    обязательна отработка навыка последовательного запоминания важных деталей прочитанного.
  3. Отработка разных видов монологов:

    желательна отработка не только выбранного вида монолога, но и других вариантов;

    обязателен контроль за употреблением сленга, слов-паразитов, некорректных предложений;

    необходим регулярный анализ «красоты» своих предложений и проверка логичности изложения.
  4. Формирование навыка ведения диалогов:

    желательно вести к кем-либо диалог на разные темы под запись с последующим анализом;

    важно заранее очистить речь от «эканья», иных звуковых запинок и слишком длинных пауз;

    требуется овладеть навыком корректного отстаивания своей точки зрения во время диалога.

Не стоит забывать и про особый вид тренировки, доступный современным детям. Речь идет о детальном изучении демонстрационной версии экзамена, предлагаемой ФИПИ, а также учет при ответе нюансов оценивания, позволяющий получить дополнительные баллы.

Демоверсия и критерии оценивания устного экзамена

Сейчас любой школьник, перешедший в 4 класс уже сталкивается со словом «демоверсия». К моменту достижения 9 класса дети уже неоднократно изучают внешний вид различных демонстрационных материалов по экзаменационным дисциплинам.

Сама по себе демоверсия помогает лишь понять общую направленность заданий. Это можно использовать при подборе упражнений для подготовки, но без знания данных по оцениванию ответов, изучение демоверсии будет мало эффективным.

Все это лучше изучить заранее:

Итоговое собеседование по русскому языку в 2020 году станет пропуском к основному экзамену. Для большинства детей устная часть не будет слишком сложной, а некоторым школьникам даже покажется простой. В любом случае подготовка к сдаче этой части экзамена должна быть своевременной и включать в себя специфические упражнения, редко используемые в стандартных условиях.

[fvplayer id=»2250″]

Что будем искать? Например,Человек