Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года

Классный час 1 сентября 2019-2020 учебного года – особое мероприятие, проводимое для учеников всех общеобразовательных учреждений. Ему в рамках школьной программы уделяется особое внимание, так как это важное вводное занятие, выполняющее несколько функций. В статье рассказывается об особенностях проведения, задачах и тематике классного часа.

Суть классного часа

Классный час, устраиваемый во всех школах в День знаний первого сентября – это не совсем урок, проводимый в обучающем стандартном формате. В эту дату все ученики возвращаются в общеобразовательные учреждения после летних длительных каникул, а первоклассники только вступают на путь обучения и знакомятся со школьными правилами.

Классный час проводится с воспитательными и ознакомительными целями, чтобы педагоги и ученики увидели друг друга, влились в образовательный процесс после продолжительного перерыва, а также обсудили актуальные проблемы, касающиеся России и всего мира в целом.

История и традиции классного часа

Классный час был введён ещё во времена СССР и впервые состоялся в школах в 1984-ом году. С той поры первое сентября стало официально не учебным днём, а общевоспитательным, ознакомительным. Далее классный час стал ежегодным и фактически обязательным, его главными направлениями были знакомство учеников с педагогами, налаживание социальных связей и контактов в коллективах, настраивание на учебный лад.

Классный час стал хорошей традицией и начал объединять учащихся школ, способствовать сплочению. Мероприятие теперь устраивается регулярно каждый год. Во время его проведения принято поднимать вопросы, касающиеся родины, становления личности, семьи, получения знаний.

Задачи классного часа

Педагог в ходе проведения классного часа должен достичь несколько ключевых важных целей:

  • Настроить учеников на учебный лад и рабочую волну. После длительных каникул школьники расслаблены, поэтому важно дать им понять, что началась учёба, и пора становиться дисциплинированнее.
  • Найти с учениками общий язык, наладить контакт. Педагог должен продемонстрировать позитивный настрой и лояльное отношение, но при этом не подорвать авторитет.
  • Объединить всех одноклассников, сплотить коллектив. За лето учащиеся одного класса отвыкли друг от друга, возможно, обрели новых друзей или нашли новые увлечения. Классный руководитель может предложить общее дело, актуальные для всех занятия.
  • Привить правильные нравственные качества, нормы морали и жизненные принципы.
  • Обсудить актуальные для общества и страны проблемы, косвенно или непосредственно касающиеся школьников.
  • Объяснить основополагающие обязанности каждого человека перед собой, близкими людьми и семьёй, родиной и государством.

Достижение этих целей – главная задача классного часа, ведь школа – это место, в котором подрастающее поколение не только обучается, но и развивается как личность, познаёт мир, обретает жизненные принципы и обзаводится друзьями.

Определение тематики

Считается, что тематику классных часов должны определять классные руководители. Но на самом деле выбор осуществляется с учётом рекомендаций российского Министерства образования и глобальных мировых проблем. Единый классный час проводился во всех общеобразовательных учреждениях до 2018-го года: темы задавались Минобр и являлись обязательными для российских школ. Но с 2018-го года министром Ольгой Васильевой было принято решение отменить общие и стандартные для всех ежегодные тематики.

Теперь право выбора тем классных часов предоставляется непосредственно педагогам, являющимся классными руководителями и занимающимся организационными моментами на уровне классов. Но, как правило, учителя согласовывают выбранную тематику с завучем или заместителем директора по воспитательной работе. Нередко подключаются школьные психологи.

Важно! Чтобы классный час прошёл с пользой для учеников, на нём должны подниматься актуальные темы и глобальные вопросы, важные для всех россиян, особенно школьного возраста.

Полезная информация! Тематика классных часов может определяться или корректироваться на уровне местных муниципалитетов. Иногда в школы подают запросы учреждения, не имеющие прямой связи со сферой образования. Так, если в регионе сложилась особая опасная обстановка, то этот вопрос непременно будет подниматься во время классных часов.

Темы классных часов

Темы классных часов разнообразны, и при выборе следует учитывать не только актуальные для страны вопросы и глобальные проблемы общества, но и интересы учеников, а также их возрастную категорию. Ниже в таблице представлены общие тематики для школьников с распределением по классам:

Возрастная категория школьников Примерные тематики классных часов
С 1-го класса по 4-ый «Дружба и друзья», «Урок мира», «Моя родина – Россия», «Я и моя семья», «ОБЖ: правила безопасности и поведения в школе и дома», «Я и школа: знакомство со знаниями».
С 5-го по 7-ой класс «Я – патриот», «О важности семьи и семейных ценностях», «Исторические подвиги России», «Памяти героев страны и города», «Спорт, ты – жизнь!», «ЗОЖ: в здоровом теле – здоровый дух», «Мои способности и таланты».
8-ой и 9-ый классы «Мир полон добрых дел», «Голубь мира», «Волонтёрство и общество», «Моё место в обществе: чем я пригожусь», «Вредные привычки: защити себя от опасности», «Мои права и обязанности».
10-ый, 11-ый классы «О профессиях: кем я вижу себя в будущем», «Что ожидает после окончания школы: начало взрослой жизни», «Война и мир: конфликты и мирное урегулирование», «Россия – моя страна».

Примеры тем

Рассмотрим несколько примеров конкретных тем и их составляющих:

  1. «Урок мира». Можно рассказать о том, как Россия боролась за мир. Ученики могут высказывать свои точки зрения о том, как сохранять мир и избегать конфликтов.
  2. «Урок России». Педагог повествует о значимых этапах истории страны, о её достижениях. Школьники рассказывают о том, что знают о своей родине, каким видят её будущее. Можно отправиться на экскурсию в музей или к значимому для города месту, облагородить территорию ближайшего парка.
  3. «Семья». Школьники могут рассказывать о своих семьях, о том, что для них значат близкие, что они делают для своих родных.
  4. «Мои таланты». Ученики рассказывают о своих талантах или демонстрируют их, а педагог делает упор на то, что способности могут пригодиться в жизни, поэтому их нужно развивать.
  5. «ЗОЖ». Классный руководитель определяет основы здорового образа жизни и расспрашивает учеников о том, что они предпринимают или планируют предпринимать для укрепления здоровья.
  6. «Моя профессия». Классный руководитель рассказывает об актуальных и нужных в России профессиях, расспрашивает учеников о том, кем они хотят стать и кем видят себя после окончания школы.
  7. «Учёба». 1 класс только знакомится с учебным процессом: учитель рассказывает, каким будет образовательный процесс, какие знания школьники получат. Средние классы получают информацию о предстоящих дисциплинах и их основах. А в старших классах проводится инструктаж по поводу предстоящих важных экзаменов (ОГЭ, ЕГЭ) и подготовки к ним.
  8. «Жизнь и творчество». Учащиеся могут проявить фантазию и заняться творчеством: написать рассказ, нарисовать рисунок, сочинить стихотворение о школе, одноклассниках, о себе и своей семье.
  9. «ГТО». Аббревиатура ГТО расшифровывается как «готов к труду и обороне», и данная тема освещает такие моменты как трудовая деятельность, физическая активность, достижения и успехи в разных сферах жизни, а также качества и умения, которые пригодятся в жизненных ситуациях.
  10. «Моя школа». Педагог может рассказать о том, что в будущем учебном году планируется осуществить для развития школы, какой вклад могут сделать ученики.

Эти темы классных часов примерные и общие, можно конкретизировать и развивать их с учётом потребностей и интересов учащихся.

Особенности проведения и структура классного часа

Классный час – это не стандартный обычный урок, а занятие вне учебного формата, которое должно проходить оригинально и увлекательно для учеников. Структуру и форму определяет классный руководитель. Это может быть формат живого обсуждения, беседы, рассказов известных людей, конкурса или викторины, дискуссии или даже экскурсии. Самое главное, чтобы выполнялись ключевые задачи, и все школьники заинтересовались и получили что-то новое для себя.

Структура классного часа включает:

  1. Поздравление учащихся с Днём знаний. Педагог может высказать свои пожелания и озвучить напутственные слова.
  2. Организационные моменты: знакомство школьников друг с другом (если класс только сформирован) и с педагогом, оглашение хода занятия и основных тезисов.
  3. Непосредственно обсуждение основной темы классного часа.

Важно! Обычно учитель разрабатывает определённый сценарий занятия и придерживается его. Но если педагог видит, что учащиеся не заинтересовались, то он может использовать запасной план или импровизировать, учитывая настроение и мнения школьников.

Когда пройдёт классный час?

Традиционно День знаний отмечается первого сентября, которое может выпасть на любой день недели: в 2019-ом году это воскресенье. В связи с этим возникает вопрос: будут ли переносить 1 сентября? По регламенту воскресенье является выходным днём, в который никакие занятия не проводятся. По этой причине в большинстве школ классный час отложится на 2 сентября 2019 года.

Но классный час не является полноценным уроком в традиционном понимании, поэтому в некоторых общеобразовательных учреждениях первое сентября станет датой его проведения. Вопрос о дате мероприятия должен решаться на уровне школы директором.

Рекомендации по проведению классного часа

Напоследок несколько рекомендаций, касающихся проведения классных часов в школах:

  • Используйте креативный формат проведения занятия, вовлекайте в ход урока учеников.
  • Пригласите интересного гостя, который сможет поучаствовать в обсуждении заданной темы.
  • Устройте флэшмоб среди всех учеников школы.
  • Задействуйте современные способы подачи информации и технологии: презентации, видеоролики.
  • Позвольте ученикам самостоятельно определить и обсудить актуальные для них проблемы.

Линейка – не единственное мероприятие, проводимое первого сентября. За ней следует классный час, который должен выполнять сразу несколько задач и быть интересным для учеников. И, чтобы достичь цели, нужно выбрать, грамотно и увлекательно подать и живо обсудить интересную и актуальную тему.

Что будем искать? Например,Человек