Каникулы в 2019-2020 году для школьников Татарстана утверждаются на уровне общеобразовательных учреждений, но рекомендации даёт Министерство образования. Предварительные даты и особенности организации отдыха для учеников школ уже известны, и с ними стоит ознакомиться учащимся и их родителям.
Даты каникул для школ Татарстана
Сроки каникул удобно будет рассмотреть в виде таблицы. В первом столбце указываются времена года. Во втором и третьем – каникулярные периоды по датам: с какого числа они начинаются, и когда завершаются. Два последних столбца соответствуют срокам для четвертной системы и для модульной.
Итак, рассмотрим рекомендованные Минобр сроки каникул для школ Татарстана:
Сезонный период | Четвертная система | Модульно-блочная система |
Осень | С 28-го октября 2019 года по 3-е ноября того же года | С 7-го по 13-е октября и с 18-го по 24-е ноября 2019-го года |
Зима | С 30-го декабря 2019-го и по 12-е января 2020-го года (для первоклассников предусматриваются дополнительные каникулы с 24-го февраля по 1 марта). | С 26-го декабря 2019 года по 8-е января следующего 2020-го года и с 24-го февраля по 1 марта |
Весна | С 23-го по 29-е марта в 2020-ом году | С 8-го по 14-е апреля 2020-го года |
Лето | С 25-го мая по 31-е августа | С 25-го мая по 31-е августа |
Особенности определения дат каникул в Татарстане
Даты каникул определяются в каждом конкретном учебном заведении перед началом учебного года, и ежегодно в школах составляются уставы, регламентирующие особенности обучения и отдыха. Каждый август руководство в лице директора составляет и подписывает приказ, устанавливающий распределение каникулярного времени, в котором указываются периоды каникул с точными датами.
Но в России и, соответственно, в являющемся субъектом страны Татарстане действует закон федерального значения, имеющий название «Об образовании в Российской Федерации». В этом документе устанавливаются нормы для функционирования общеобразовательных учреждений, включая распределение в них каникулярного времени. И есть несколько общих и стандартных для всех школ правил такого закона:
- Запрещён перенос отдыха на период дольше двух недель (относительно рекомендованных Министерством образования дат).
- Нельзя сокращать длительность летнего отдыха более чем на месяц (ученики должны отдыхать летом не меньше двух месяцев).
- В общей сложности продолжительность каникул в течение всего учебного года должна составить минимально четыре недели (летние три месяца отдыха в расчёт не берутся).
В штатном режиме работы школы следуют перечисленным правилам, но всё же каникулы могут переноситься в определённых случаях, таких как:
- объявление карантина, из-за которого школьники отстают от общепринятой школьной программы и изучают большие объёмы пропущенного материала;
- климатические или погодные условия, неблагоприятные и сделавшие невозможным посещение школ в течение определённого периода (превышенные нормы осадков, экстремально низкие или, напротив, высокие температуры воздуха);
- форс-мажорные обстоятельства в населённом пункте или в конкретной школе (военные действия, катастрофы, острая необходимость в проведении капитального ремонта во всём здании образовательного учреждения).
Варианты обучения и организации каникул
В настоящее время в Татарстане практикуется три варианта обучения школьников: триместры, четверти и модули. Ниже рассматриваются особенности каникул для каждой из перечисленных систем.
Четверти
Четвертная система в Татарстане и по всей России является классической и наиболее распространённой. Суть её состоит в том, что весь учебный год делится на четыре части. Средняя продолжительность одной четверти – восемь недель, но в татарстанских школах длительность может варьироваться от семи недель до максимальных одиннадцати, так как распределить учебное время равномерно весьма проблематично.
При такой системе каникулы в 2020-ом году, как и всегда, продлятся в общей сложности четыре недели. Первоклассникам, как правило, полагаются дополнительные семь дней для снижения нагрузки.
К плюсам четвертной системы можно отнести полноценное изучение объёмных материалов. В течение одной четверти школьники проходят сложные темы, а перед каникулами демонстрируют полученные навыки посредством контрольных работ и тестов. Основной недостаток – неравномерно распределённая нагрузка: из-за этого ученики подвергаются повышенной утомляемости.
Триместры
Триместровая система в Татарстане на данный момент практически не используются, и, скорее всего, к 2020-ому году от неё откажутся некоторые учебные заведения, до сих пор практикующие данную схему. Учебный год разбивается на три равных части по три месяца каждая. В итоге остаются лишь весенние и осенние каникулы, зимние же не предусматриваются. Каждый каникулярный промежуток длится по две недели, что с учётом выходных дней составляет порядка 17-18 дней.
Факт! Нагрузка в данном случае получается интенсивной, и выдерживают её не все ученики, что обусловливает отказ большинства татарстанских и других российских школ от такой системы.
Модули
Модульная или модульно-блочная система создавалась на основе триместровой схемы. Триместры, которые длятся по три месяца и фактически охватывают осень, зиму и весну, разделяются на равные части, то есть пополам. Предусматриваются промежуточные каникулы, интервалы межу которыми одинаковы – по пять недель. Летний отдых по стандарту длится при такой системе в Татарстане три месяца. Итоговые оценки по предметам выставляются трижды в год, а именно после каждого завершившегося триместра.
К сведению! Продолжительность и сроки каникул (особенно промежуточных между модулями в пределах одного триместра) могут корректироваться с учётом обстановки в школе. Так, в зимний период при введении карантина промежутки отдыха могут сокращаться до двух-трёх дней или убираться совсем.
Такая система в Татарстане становится с каждым годом популярнее и, возможно, в 2019-2020 году на неё перейдут многие школы. Главное преимущество – полноценный продолжительный отдых благодаря увеличенному количеству каникул. Нагрузка, ложащаяся на учеников, снижается. Они после первого модуля триместра восстанавливают силы и отслеживают оценки, которые исправляют во втором блоке. Это удобно и рационально.
Но есть и некоторые минусы. Во-первых, в пределах одного модуля педагоги могут не успевать завершать объёмные темы. Часто после перерыва школьники забывают часть материала, вынуждены снова вникать в специфику. Это несколько усложняет обучение. Во-вторых, пока модульно-блочная система только внедряется и практикуется небольшим количеством школ: в итоге ученики уходят на каникулы в периоды, отличные от времени отдыха сверстников из других общеобразовательных учреждений.
Школьные каникулы в Татарстане имеют сроки, определяемые учебными заведениями и регламентируемые российским Министерством образования. Информация из статьи позволит запланировать на учебный год развлекательные и иные мероприятия с учётом каникулярных периодов.