Выросший из переформатированного в 2008 году Стабилизационного фонда, Резервный фонд России, эта своеобразная «кубышка» на черный день страны, с января 2018 года де-юро перестала существовать, слившись с ФНБ.
На момент переноса активы первого составили почти 1 трлн.руб., и так как средства эти всегда аккумулировались в номинированных в инвалюте активах или непосредственно в самой инвалюте, они всегда были высоколиквидными и чрезвычайно выгодными. Являясь по факту частью ее золотовалютного запаса, но, в то же время, находясь в распоряжении не Центробанка, как остальные его средства, а Минфина.
В 2016 году размеры Резервного фонда уменьшились почти в четыре раза по сравнению с предыдущими показателями, и в 2017-м были серьезные опасения, что он полностью исчерпается еще до завершения года.
Причиной тому была катастрофическая ситуация в исполнении бюджета, потери на внешнеэкономическом рынке и прочие проблемы, вызванные политической изоляцией РФ и санкциями.
Второй линией баррикад должен был быть уже непосредственно сам Фонд национального благосостояния, но к началу 2018-го ситуация несколько выровнялась, удалось даже осуществить неплохое пополнение активов, благодаря чему просто решили объединить эти два резерва в одно целое.
Значение слияния Резервного фонда и ФНБ
Максимально за всю историю в Резервном фонде содержалось 5,8 трлн.руб., и самые красивые цифры показывал период с 2008 по 2009 год.
Затем доходы фундации стали планомерно падать, подойдя к своему критическому минимуму в 2011-м (всего 1,3% к ВВП), а затем показали устойчивый рост до 6-8% вплоть до 2014-2015 годов.
Затем из-за резкого обвала цен на нефть размер их несколько снизился, но, в целом оставался стабильным из-за политики сдерживания до 2016 года, после чего стал неуклонно сокращать объемы, что хоть в соотношении с ВВП и смотрелось более-менее прилично по значениям (но, мы же помним, что и ВВП в данный период отнюдь не блистал), тем не менее в результате снова умудрилось довести баланс до исторического минимума.
Что же касается динамики изменений теперь уже материнской для Резервного фонда организации – ФНБ, с момента своей организации в 2008 году этот последний резерв ПФ страны, а также обеспечение ее уверенности в том, что даже в случае резких обвалов цен на экспортируемые ресурсы все же удастся выполнять свои обязательства, как страховые, так и внешнеэкономические, его размер небольшими темпами, но, тем не менее, неуклонно рос. Вплоть до конца 2017 года. Что примечательно, даже с вливанием в его структуру Резервного фонда он показал снижение своего размера до 3,6-3,9 трлн.руб. в первом полугодии 2018 года.
В этом объединении многие углядывают тревожный для экономики звоночек, ведь ранее, покрытие внешних обязательств страны и прочих проблем четко ограничивалось бюджетом Резервного фонда, и жадная лапа этих нужд никоим образом не претендовала на другие средства государства.
Теперь же, по сути, и дополнительное пенсионное обеспечение, и другие страховые обязательства, а также все запасы, прибереженные на случаи неблагоприятных сценариев развития событий, целиком и полностью зависят от нефтегазовых доходов, и только. Что конкретно это означает для народа? То, что если в бюджете образуется дефицит, средства на него возьмут из пенсионных накоплений граждан.
Чего ждать в будущем от работы Резервного фонда в 2019 году?
В составе ФНБ Резервный фонд так и будет в дальнейшем заниматься затыканием дыр и пробоев по всем статьям бюджета в результате недальновидной политики Правительства, явных перекосов по расходам и доходам, а также из-за перманентно отрицательного баланса Пенсионного фонда России.
Тем не менее, подобные трезвые прогнозы экономистов-аналитиков из независимых центров исследований, а также явную обеспокоенность западных партнеров, связанных обязательствами с РФ мировых финансовых организаций, российское руководство отметает, как беспочвенные.
Согласно последним заверениям силуановского ведомства, мы не просто «догоним и перегоним», но еще и полностью избавимся от дефицитов в экономике, перестав тратить средства фондов уже в 2019 году и начав их, наконец-то восполнять.
С одной стороны, однако, подобный оптимизм выглядит слегка дутым, ведь в последние годы ВВП снижался неуклонно, достигнув критических минимумов, за которыми уже начинается затяжная стагнация, а из нее, как известно, порой вырваться тяжелее, даже чем из стремительного, но активного падения.
В Правительстве надеются, что рост удастся зафиксировать на уровне 2-3%, при этом прекратится падение доходов населения (за последние годы общее благосостояние только по официальным данным снизилось почти на 6%).
Бесспорно, это было бы просто замечательно, вопрос только, обеспечат ли заявленные темпы роста полный отказ от расходования средств Фонда национального благосостояния – народных, по сути, средств?
Они говорят, что в 2018-2020-м годах потратят оттуда не более 171 млрд.руб., что означает, что статьи расходов, по сравнению с предыдущими планами на 1,16 трлн.руб., сократятся не просто в разы – урежутся почти что вовсе. И это произойдет точно не за счет денежных довольствий, оплаты труда, осуществления международных договоренностей, разных публичных обязательств и прочих имиджевых статей, включая обеспечение долгов, судебной системы и ряда секретных статей, уверен Силуанов.
За счет чего же или кого? Хороший вопрос… Официально заявляется, что дефицит покроют выпуском облигаций федерального займа на полтора триллиона и подросшими доходами бюджета.
Так ли оно будет? Пока сказать точно сложно, но, штопать экономику займами, параллельно запуская в карман пенсионеров руку – это явно не выход для такой страны, как Россия.
Очевидно, что нашему бюджету и внутреннему хозяйствованию в целом необходимо коренное переосмысление, к сожалению, рассчитанное на длительный период. Так что моментальных улучшений и каких-то резких проблесков света в конце туннеля, ждать, как ни печально, не приходится. Тем более, что и делается для этого явно недостаточно…