В настоящее время перед российскими бизнесменами стоит задача внедрения обязательного кассового обслуживания, о чем говорится уже с 2016 года. На текущий период зарегистрировано более двух миллионов кассовых аппаратов, работающих в онлайн-режиме. Спрос на подобные гаджеты систематически увеличивается, и даже наблюдается нехватка данной продукции на отечественном рынке. Что же ожидает сферу малого бизнеса в 2019-2020 годах, какие перемены коснутся деятельности индивидуальных предпринимателей? Пора ли выделять средства для закупки кассовых приборов либо планируется отсрочка их повсеместного применения?
Каких изменений стоит ждать?
Произойдет ли отсрочка обязательного использования кассового оборудования до 2020 года или нет – вопрос остается открытым. Что касается текущего законодательства, то, в соответствии с Федеральным законом № 377 от 27.11.2017 г. отдельные категории юридических лиц до 1 июля 2019 года вправе реализовывать собственный товар либо услуги без применения контрольно-кассовой техники. Сюда относятся:
- индивидуальные предприниматели, чья деятельность осуществляется на основе патентного налогообложения (за исключением организаций, занимающихся розничной торговлей и общественным питанием);
- предприятия и индивидуальные предприниматели, которые платят единый налог на вмененный доход (помимо компаний в области розничной торговли и общественного питания);
- ООО и ИП, действующие на базе единого налога на вмененный доход либо функционирующие на «упрощенке», оказывающие услуги гражданам и использующие вместо кассовых чеков бланки строгой отчетности в соответствии с Постановлением Правительства РФ №359 от 06.05.2008 г.
- хозяйствующие субъекты, функционирующие без использования труда наемных работников, которые в процессе сбыта товара применяют вендинговые аппараты и в качестве подтверждения торговой сделки выдают покупателям квитанции.
Расширенный список лиц, которым может быть предоставлена такая льгота, содержится в статье 346.43 Налогового Кодекса РФ. В частности, до 01.07.2019 года обязанность приобрести и установить контрольно-кассовую технику не вменяется субъектам, которые действуют на основе патентной системы налогообложения:
- лицам, которые предоставляют недвижимость в качестве аренды;
- выполняющим починку бытовых технических приборов, компьютерных гаджетов и иной электроники, предметов мебели и ремонт жилья;
- проводящим ремонт одежды, обуви, ювелирных изделий и прочих аксессуаров;
- предоставляющим сервис в области бьюти-индустрии (косметические и парикмахерские процедуры) либо оказывающих клининговые услуги;
- няням, приходящим педагогам, сиделкам и т.д.
Ясно, что подобные льготы были предоставлены практически всем видам малого предпринимательства. Это было сделано для того, чтобы представители малого бизнеса заблаговременно отреагировали на грядущие изменения. В чем же они заключаются? Периодически в средствах массовой информации проскальзывают сообщения, что существует вероятность отмены обязательного применения кассовой техники для бизнесменов, не привлекающих к своей деятельности наемных трудящихся.
Отодвигание сроков повсеместного введения новейшего кассового оборудования и проведения товарных операций в режиме онлайн до 2020 года регламентировано Федеральным законом №422 от 27.11.2018 года о самозанятых гражданах. Однако окончательную отмену кассовой техники это не спровоцирует, поскольку индивидуальные предприниматели вряд ли перейдут в категорию самозанятых субъектов из-за наложенных ограничений по возможной выручке в 2,4 миллиона рублей, а также вероятности лишиться большого числа клиентов, для которых важны репутация и статус поставщика услуг.
Хотя 20 февраля 2019 года министром финансов Антоном Силуановым было рекомендовано отсрочить обязательное наличие кассового оборудования для некоторых хозяйствующих субъектов на год, вряд ли такое случится на самом деле. Разумеется, присутствовал ряд трудностей в регистрации около 3 млн. бизнесменов за столь сжатые сроки, поскольку за последние три года контрольно-кассовые аппараты были приобретены 2,3 миллионами предпринимателей, что вызвало дефицит техники. Соответственно, если Госдума примет закон о продлении текущих условий осуществления товарно-денежных операций и повсеместное внедрение онлайн-касс начнется только в 2020 году, то следует заранее озаботиться поиском и покупкой данных аппаратов, а также зарегистрировать их в уполномоченных органах.
Последовательность событий
В сентябре 2017 года Владимир Путин возложил на Правительство ответственность за разработку и введение законопроекта, направленного на предоставление льгот отдельным категориям ИП в части использования кассовой техники. 15 ноября 2017 года законопроект №186057/7 утвердили в третьем чтении, а 27 ноября стал действовать Федеральный закон №377 о внесении поправок в Федеральном законе №290. Все изменения отражены на официальной веб-странице автоматизированной системы обеспечения законодательной деятельности в разделе «Законотворчество».
Важные события
- 03.07.2016 г. – принятие Федерального закона №290 о корректировках в Федеральном законе №54 от 22.05.2003 г. «О применении контрольно-кассовой техники»;
- 01.02.2017 г. – официальное начало внедрения новейшего кассового оборудования, позволяющего автоматически формировать и пересылать Z-отчетность оператору фискальных данных;
- 01.07.2017 г. – до этой даты часть ИП и ООО, работающих по «упрощенке» и платящие единый сельскохозяйственный налог, были обязаны перейти на новую форму кассового обслуживания;
- 01.07.2018 г. – новое кассовое оборудование стало обязательным для индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют свою деятельность на базе уплаты единого налога на вмененный доход и патентного налогообложения;
- 01.01.2019 г. – введение более строгих критериев оценки кассовых аппаратов, в частности, модернизирована характеристика формата фискальных документов до версии 1.05 вместо прежней 1.0, в связи с чем потребовалось вновь поставить на учет действующую кассовую технику. Также, по причине роста налога на добавочную стоимость до 20%, были внесены корректировки в текст, отображаемый на кассовых чеках, создаваемых в онлайн-режиме.
К числу самых значимых событий следует отнести последнюю редакцию Федерального закона №54, в соответствии с которой ИП и ООО должны печатать кассовые чеки непосредственно после перевода безналичных средств не позже следующего дня с момента прихода денег на расчетный счет. Если организация перестает существовать, то кассовое оборудование тут же исключатся из реестра зарегистрированных аппаратов без дополнительных запросов в Федеральной налоговой службе.
В 2019 году под «расчетами» подразумевается как движение наличных и безналичных средств, так и «зачет предоплаты» (в частности, применение подарочных сертификатов).
Также с 2019 года, если кассовый прибор придет в неисправность, то следует отправить для экспертизы производителю его фискальный накопитель и дождаться его замены в случае выявления заводского брака. При этом необходимо вновь совершить перерегистрацию аппарата в Налоговой службе в течение пяти календарных дней с момента обнаружения проблемы.
С 01.07.2019 г. ИП и ООО должны будут формировать кассовые чеки непосредственно в момент получения денег от потребителей, даже если была внесена предоплата (здесь придется печатать два документа: чек со сведениями о денежных средствах, зачтенных как предоплата, и чек , который будет создан при передаче товара покупателю).
Когда предприятие работает на базе упрощенного налогообложения либо платит единый налог на вмененный доход, то, в любом случае, надлежит внедрить контрольно-кассовую технику с 1 июля 2019 года. Если приходится использовать одновременно два налоговых режима, то следует практиковать двойные чеки согласно требованиям каждого из них.
[fvplayer id=»2383″]