Мусорная реформа в 2020 году

Мусорная реформа в России в 2020 году продолжит осуществляться в российских регионах, и она должна охватить всю территорию государства. Пока далеко не всем ясна суть нововведений, и основные важные моменты будут рассмотрены далее в статье.

Необходимость проведения реформы

Реформа, затрагивающая обращение с мусором в России, была введена абсолютно обоснованно, и её необходимость обусловливается следующими факторами:

  • Огромные объёмы отходов, которые достигают 50 тонн ежегодно.
  • Невысокие мощности мусороперерабатывающих предприятий, обусловливающие задержку переработки.
  • За год перерабатывается всего десять процентов бытовых твёрдых отходов.
  • На территории Российской Федерации уже скопилось свыше 30 тонн не переработанного хранящегося бытового мусора.
  • Появление новых разновидностей отходов, вредящих окружающей среде и состоянию здоровья населения: пластика, электрических приборов, полимеров. Они провоцируют испарение ядовитых соединений, которые вдыхаются людьми и неизбежно попадают в атмосферу.
  • Ежегодное увеличение площадей отведённых под свалки территорий на 500 тысяч гектаров. Это сравнимо с площадью одного государства, к примеру, Швейцарии.
  • Небольшая доля перерабатываемых отходов: большая часть мусора не утилизируется, а просто скапливается на свалках.
  • Несоответствие созданных в 90-х годах мусоросборных полигонов современным требованиям и нормативом. Такие площадки фактически достигли своих максимальных ёмкостей и просто морально устарели. Их непременно нужно переоборудовать или ликвидировать.
  • Огромные количества так называемых стихийных, то есть несанкционированных и создаваемых нелегально крупных свалок. Причём некоторые из них располагаются в пределах населённых пунктов, портя жизнь людей.
  • Несостоятельность существующей ныне системы обращения со всеми отходами. Она не соответствует современности и не отвечает потребностям населения.

Все эти факторы сделали проблему переработки мусора особенно острой и требующей незамедлительного решения на высшем законодательном уровне.

Главные цели и основные изменения

Суть вступившего в силу в 2019-ом году закона заключается в пересмотре всей системы переработки образующегося в процессе жизнедеятельности россиян мусора. Законодательство затронуло все уровни: от производителей отходов (обычного населения, компаний) до лиц, ответственных за сбор, хранение, переработку, обезвреживание и утилизацию. Нововведение коснулось не только непосредственно действий, но и юридических и финансовых отношений, возникающих в процессе обращения с отходами.

Важно! Основная цель проводимой в России реформы – оптимизация, систематизация и рационализация переработки всех отходов, а также пересмотр давно устаревших схем обращения с мусором.

С начала 2019 года вступило в силу множество изменений, и все они останутся актуальными в 2020-ом году. Рассмотрим основные действующие нововведения:

  1. В каждом регионе в рамках конкурса выбирается единый региональный оператор – компания, становящаяся полностью ответственной за обращение со всем производящимся мусором во всех местностях, относящихся к данному региону. Такая организация выполняет основные обязанности по вывозу и последующей переработке.
  2. Полномочия, связанные с организацией мест хранения, сортировки, переработки и уничтожения мусора, возлагаются на местные муниципалитеты.
  3. Вывоз и утилизация отходов теперь является услугой не жилищной, как было ранее, а коммунальной. Это означает, что размеры оплаты на данный момент устанавливаются не управляющими компаниями и органами управления ТСЖ, а правительством страны на высшем государственном уровне (такая практика распространяется сейчас на тарифы на водо- и газоснабжение, отопление). Причём теперь вывоз мусора выделяется в отдельно оплачиваемую услугу и прописывается в каждой квитанции.
  4. Оплата вывоза и переработки отходов теперь становится обязанностью всех владельцев недвижимости, то есть производителей мусора. Причём тип объекта может быть любым: частный дом, квартира, загородная постройка, гараж, дачный домик и даже нежилое помещение, оборудованное для проживания.
  5. Тарифы и нормативы устанавливаются российским правительством совместно с местными властями и могут различаться для разных типов жилья и для отдельных регионов.
  6. Каждый собственник недвижимого объекта, производящий отходы, будет обязан заключить договор с действующим региональным оператором: либо напрямую, либо через товарищество владельцев собственности (ТСН, СНТ).
  7. Раздельный сбор мусора. Теперь все бытовые отходы перед переработкой должны сортироваться.

Законодательная база и вступившие в силу правила

«Мусорная реформа» – это не официальное, а данное народом название изменений, затронувших существовавшее законодательство, регламентирующее переработку мусора. Такие нововведения обусловливаются поправками, предусмотренными в принятом в декабре 2017-го года федеральном законе под номером 503. Этот законодательный акт призван внести коррективы в ФЗ-89, утверждённый в далёком 98-ом году прошлого века. В стране 503 закон вступил в свою силу только с 1-го января 2019-го года, но пока он соблюдается не во всех регионах, поэтому в 2020-ом реформа продолжится.

Поправок в законодательстве, регламентирующем нормы отходов потребления и производства, а также их переработку, было немало. Так, новый закон затронул полномочия местных органов самоуправления в муниципальных районах, городских и сельских поселениях, а также в прочих территориальных единицах и субъектах РФ. На данный момент в обязанности данных структур входят:

  • организация и содержание отдельных мест накопления твёрдых бытовых и коммунальных отходов (ТБО и ТКО);
  • разработка схем расположения накопительных площадок;
  • ведение единого реестра (учёта) мест скопления ТКО;
  • осуществление воспитания местного населения и привитие экологической культуры в сфере обращения с отходами.

Схема обращения со всеми отходами должна разрабатываться и внедряться на территориальном уровне. Она сначала формируется, потом активно обсуждается местными исполнительными управляющими органами, далее утверждается и по необходимости корректируется по установленным российским правительством правилам.

Значительно изменились после вступления в силу нового закона и требования, которые предъявляются к площадкам, предназначенным для накоплений мусора. Они должны полностью соответствовать законным нормам, в ином случае места скоплений и переработки отходов с выявленными нарушениями ликвидируются.

В каких регионах реформа осуществляется

Мусорная реформа должна распространиться на все 85 российских субъектов. Но с начала её действия только 70 территориальных объектов начали выполнять предписания правительства. Шесть регионов выполняли процедуры в течение первого квартала 2019-го года. А девятью субъектами была взята отсрочка до начала 2020-го. В их число вошли Владимирская, Курганская, Еврейская автономная и Омская области, Забайкальский, Хабаровский и Приморский края, Республика Марий Эл и Ненецкий автономный округ. Но муниципалитеты Марий Эл и Омска заявляли, что требуемые процедуры уже начали проводить.

Неготовность отстающих регионов объясняется недоступностью подходящих расположенных поблизости полигонов, несостоятельностью правовой существующей документальной базы, необходимостью возведения новых отраслевых объектов, расторжением заключенных с региональными операторами контрактов.

Также вступившим в силу законом предполагается отсрочка, предоставляемая субъектам федерального значения, к которым отнесены Москва и Московская область, Санкт-Петербург с Ленинградской областью, а также Севастополь. Они могут решать касающиеся обращения с отходами вопросы в течение 2020-го и 2021-го годов, то есть до начала 2022-го года.

Кроме того, начать реализацию мусорной реформы с 2020-го года получают право регионы, которые:

  • не успели выбрать на конкурсной основе подходящего регионального оператора;
  • провели конкурс, впоследствии признанный незаконным или недействительным;
  • заключили контракт с оператором, который в дальнейшем был признан банкротом.

Полезная информация! Если выбранный и используемый для размещения ТБО объект не располагает всеми нужными официальными документами, но был законно введён в эксплуатацию, то он может продолжать своё функционирование во время переходного периода, то есть до января 2023-го года.

Региональные операторы: их полномочия и обязанности

В 2020 году, как и в 2019-ом, каждый субъект российского государства будет выбирать одного или нескольких из региональных операторов, имеющих лицензии и специализирующихся на соответствующем виде деятельности – вывозе и дальнейшей переработке бытовых или коммунальных твёрдых отходов.

В одном регионе может функционировать несколько организаций-операторов, и в их число включаются как муниципальные учреждения (или унитарные предприятия), так и частные компании. Выбор конкретного оператора осуществляется в рамках проведения конкурса, соответствующего действующему законодательству.

В 2020-м году будут выполнять свои функции организации, выбранные в 2019-ом на десятилетний или более продолжительный срок. Но если оператор перестанет соответствовать установленным к данной категории компаний требованиям или прекратит свою деятельность (после банкротства, например), то контракт с ним исполнительный орган местной власти будет вправе расторгнуть досрочно. В таком случае устраивается новый конкурсный отбор, или же договор заключается с новой соответствующей всем основным условиям компанией без конкурса.

Региональные операторы в 2020-ом году будут выполнять целый ряд функций:

  • вывозить отходы с площадок их первичного сбора (мест, оборудованных контейнерами или иными ёмкостями для мусора);
  • убирать с площадок мусор, образовавшийся при отгрузке в транспорт или при несвоевременном редком вывозе;
  • транспортировать отгруженные вывезенные с площадок отходы до мест их переработки;
  • сортировать мусор по категориям;
  • перерабатывать отходы, утилизировать их или обезвреживать (особо опасные);
  • размещать элементы отходов, относящиеся к первому, второму, третьему и четвёртому классам опасности;
  • формировать и развивать инфраструктуру, необходимую для должного обращения с бытовыми отходами;
  • ликвидировать образовавшиеся стихийно и незаконно свалки;
  • возводить комплексы, необходимые для сбора, хранения, сортирования, утилизации, переработки и обезвреживания разных видов отходов;
  • взимать оплату за услуги с населения и компаний, являющихся производителями отходов.

Организация оборудованных контейнерами площадок для первичного приёма мусора от его производителей (граждан, организаций) относится к полномочиям и обязанностям местных органов самоуправления: управляющих компаний, собственников земли. Именно они должны следить за состоянием территорий и ёмкостей, а также устранять грязь, возникшую по причинам, не связанным с несвоевременным вывозом отходов оператором.

К сведению! Оператор региональной категории вправе заключить договор со сторонней организацией, занимающейся вывозом и доставкой до мест переработки мусора. При этом осуществляется постоянный контроль перемещений мусоровозов посредством системы ГЛОНАСС.

Кто и как будет платить за переработку мусора

Реализацию мусорной реформы частично финансирует государство, но оно покрывает лишь треть (30%) возникающих расходов. Всего для осуществления планов требуется свыше 78 миллиардов российских рублей. Остальные финансовые обязательства ложатся на плечи самих производителей отходов, то есть собственников недвижимых объектов.

Каждый владелец недвижимости обязуется заключить договор с региональным оператором: напрямую либо через товарищество собственников объектов. Причём если он откажется от этого, то по условиям Жилищного кодекса оплата будет взиматься. Она в 2020-ом году будет ежемесячно включаться в квитанции за коммунальные услуги отдельной строкой. И внесение указанной суммы автоматически означает заключение договора собственником-плательщиком.

Полезная информация! Перечислять деньги можно теми же способами, которыми вносится оплата за все прочие коммунальные услуги.

Особенности формирования тарифов

Тарифы на осуществляемый операторами вывоз мусора устанавливаются и контролируются местными органами власти по субъектам, при этом учитываются такие факторы как возникающие затраты (трудовые и финансовые), доступность услуг для населения и выгодность для выполняющей функции организации.

Тариф определяется с учётом таких моментов как климатические условия в конкретном обслуживаемом регионе, качество и протяжённость автомобильных трасс, площадь населённого пункта, плотность проживающего в нём населения, стоимость бензина, дальность осуществляемых транспортировок. Учитываются все ложащиеся на организацию расходы по перевозкам, сбору, заключению и обслуживанию договоров с управляющими компаниями и отдельными собственниками, зарплата сотрудников, административные и организационные траты. Определение тарифа осуществляется под контролем региональной власти, должно соответствовать российскому законодательству.

При расчёте оплаты также за основу берётся норма накопления отходов. Такой норматив характеризует объёмы производимого одним человеком мусора и устанавливается в каждом регионе. Данная норма фиксируется для конкретных собственников и дифференцируется по типам недвижимой собственности. Таким образом, тарифы могут значительно различаться по регионам и даже для разных их жителей, в зависимости от конкретных местностей и категорий жилых или нежилых владений. Но также величины могут быть едиными для всех жителей субъекта.

Полезно знать! На данный момент средние размеры оплаты за вывоз мусора, взимаемые с одного собственника, составляют по России от 180-и рублей до 350-370-и. Но ежегодно два раза (в начале года и в середине – в июле) тарифы подвергаются индексации. Не станет исключением и 2020-ый год: по мнению экспертов, тарифы могут увеличиться примерно на 12%.

Разделение мусора

Раздельный сбор всех отходов – ещё одно важное нововведение, осуществляемое в рамках проводимой мусорной реформы. Теперь захоронение твёрдого мусора без его предварительного сортирования запрещается законодательством.

Перед отправкой в утилизационные пункты мусор на сортировочном предприятии делится на однородные компоненты. Из общих объёмов нужно выделять элементы, являющиеся пригодными для вторичной переработки: к таковым относятся бумага, пластмассы, стекло.

Для оптимизации и упрощения сортировочных процессов местные муниципалитеты будут стимулировать население к самостоятельному разделению. В некоторых регионах уже установлены контейнеры для разных типов отходов, и в 2020-ом году данная практика будет продолжаться. Вывозиться поделенный таким образом мусор должен только специально оборудованным транспортом, исключающим вероятность перемешивания во время транспортировки. Отходы пищевого вида будут направляться на специализированные полигоны, а остальные элементы мусора – на предприятия, ответственные за сортировку.

Переход на систему раздельного сбора планируется осуществлять постепенно, и в 2020-ом году будет продолжаться создание всех необходимых для этого условий. Например, в Москве до конца 2019 года уже повсеместно устанавливаются отдельные ёмкости рядом с социальными учреждениями и жилыми многоквартирными домами. Мэрия приняла соответствующее постановление летом, и постепенно президиум планирует подключать к разделению отходов также организации из сфер услуг и торговли. По мнению столичного мэра, это должно расширить вторичное применение мусора, а также уменьшить объёмы его захоронений.

Выявленные нарушения

Была проведена масштабная проверка исполнения закона, затронувшая все крупные российские субъекты, такие как Самара и Самарская область, Тверь, Карелия, Тюмень и прочие регионы.

Генеральная прокуратура государства выявила свыше пятидесяти тысяч нарушений разного плана. К ответственности привлечено больше 11-и тысяч лиц, в суды подано более 3700 исков, создано около 2,6 тысяч протестов.

Самым часто выявляемым нарушением признан несвоевременный и недостаточно грамотно организованный вывоз мусора: в Карелии, Тюмени и Твери такая услуга не оказывалась во многих населённых пунктах. Двадцать шесть субъектов были замечены в эксплуатации полигонов, не соответствующих полностью санитарно-эпидемиологическим и экологическим нормативам (например, с отсутствующими очистительными сооружениями и пожарными резервуарами, без изоляции отходов и весового контролирования).

В 33-х субъектах связанная с обращением с мусором деятельность осуществлялась без соответствующих обязательных лицензий. И на 2019-ый год многими региональными муниципалитетами пока не выделяются или же расходуются с нарушениями финансы на проведение реформы. Территориальные схемы подвергались повсеместным прокурорским вмешательствам. Обнаружено и недостаточное количество оборудованных площадок.

Министерство природы не принимает ряд нормативных актов. Росприроднадзор в девяти российских субъектах не принял мер по ликвидации выявленных нарушений. В 12-и субъектах этот орган не контролировал должным образом лицензирование. Счётная палата посчитала, что главные показатели системы обращения с мусором и самой реформы сформулированы неэффективно.

К сведению! В течение 2020-го года все нарушения будут устраняться, и за их ликвидацией проследит российское правительство, причём во всех регионах.

Кому доступны льготы

В 2020-ом году некоторым группам населения будут предоставляться льготы при оплате вывоза отходов. Но уклониться от внесения средств не получится: услуга стала обязательной, коммунальной и платной, причём расходы покрывают непосредственно собственники жилых объектов.

Льготы предоставляются:

  • ветеранам войн;
  • инвалидам всех групп;
  • многодетным семьям;
  • недееспособным гражданам;
  • малоимущим россиянам (они вправе рассчитывать на субсидии, как и при оплате прочих коммунальных услуг, расходы на которые превысили 22% доходов).

За льготами нужно обращаться либо в территориальный отдел социальной защиты населения, либо в работающий с гражданами многофункциональный центр (МФЦ).

Возникающие проблемы и протесты против введения мусорной реформы

Последние новости гласят, что в ходе реализации мусорной реформы возникает немало проблем, решать которые предстоит в 2020-ом году. Это, прежде всего, законодательная и техническая неготовность большинства регионов. Так, закон предусматривает возможность дополнений, но пока они не используются. Во многих субъектах отсутствуют оснащение и оборудование, необходимые для организации процессов рационального обращения с мусором.

Не везде установлены окончательные тарифы, и в 2020-ом году они могут меняться. В некоторых городах реформа пока не реализуется, из-за чего отходы по-прежнему утилизируются не по правилам, и ситуация продолжает усугубляться. Есть и субъекты, в которых организация полигонов не приветствуется населением, так как планируется рядом с жилыми районами или в природоохранных зонах. Многие не соглашаются с чрезмерно завышенными ценами. Кроме того, в сельских местностях услуги становятся ненужными и навязываемыми принудительно, так как жители утилизируют отходы самостоятельно.

В 2019-ом прошло немало митингов и пикетов против введения реформы. Вероятно, протесты продолжатся и в 2020-ом году, если регулирование и регламентирование обращения с бытовыми отходами не усовершенствуются и не изменятся с учётом потребностей россиян.

Мусорная реформа продолжится в 2020-ом году и, вероятно, приведёт к переменам к лучшему. Но для рационального обращения с мусором федеральным и региональным властям придётся приложить немало усилий.

Что будем искать? Например,Человек