На протяжении двух последних десятилетий в России идут активные изменения в сфере ЖКХ. Сначала власти поторопились провести не очень тщательно продуманную реформу, потом уже стали решать возникающие вопросы в области некачественного предоставления услуг населению и высокой оплаты за них. Тарифы ЖКХ в 2020 году в России не станут меньше от попыток властей урегулировать вопрос, люди же хотят знать сколько им придется платить за все блага цивилизации.
Текущая ситуация с тарифами и планы властей
Многие россияне считают, что уровень затрат на оплату различных коммунальных услуг примерно одинаков по всей стране за исключением отопления. Причины разницы в стоимости оплаты отопления очевидна даже школьникам — в России несколько климатических зон, где наступление холодов сильно отличается по времени. Исходя из этого ценник отличается именно на предоставление тепла.
Большинство граждан полагает, что на воду и свет тарифы примерно одинаковы. На самом деле даже без учета коммерческих наценок стоимость воды/света от поставщиков услуг отличается. Там, где стоят ГЭС и АЭС, электроэнергия дешевле изначально, хотя наценка посредников может стирать разницу в стоимости. Впрочем, с 1 января цены обычно растут на все, но повышение оплаты за ЖКХ в последнее время было разделено на 2 этапа по полугодиям. Сейчас же было решено вернуться к однократному повышению тарифов. Рост оплаты пока предварительно запланирован на 1 июля 2020 года. При этом цены изначально отличаются в разных регионах страны.
Отличия в оплате за комуслуги в разных городах
Постоянные изменения в структуре ЖКХ не внесли ясности в правомерность деятельности управляющих компаний в различных городах. В итоге в течение какого-то времени определение стоимости оплаты услуг посредников и рост тарифов от поставщиков почти не регламентировались. Когда власти обратили на это внимание ситуация стала специфической. В ряде городов тарифы были изначально завышены как при передаче от поставщиков, так и самими посредниками. Получилось, что при похожей себестоимости получения какого-то блага цивилизации, оплата может отличаться на 30-40%.
Причем такая ситуация наблюдается не только в крупных мегаполисах, но и даже в небольших городках. В частности в крупной Самаре тарифы на коммунальные услуги более приемлемые, чем оплата по квиткам в маленьком Димитровграде, расположенном в соседней области. Следовательно, жильцы новых столичных микрорайонов, имеющих недавно созданные управляющие компании, могут платить меньше за комуслуги, чем жители небольших городков, расположенных в Московской области. При этом уровень дохода у жителей МО часто ниже, чем в столице.
С другой стороны власти задумались о неком анализе и выравнивании ситуации с неадекватно завышенными тарифами в регионах. По этой причине плановая индексация на будущий год будет неравномерной по всей России, причем отличия в размере повышения превысят двукратную величину. Также стоит отметить, что в целом увеличение цен ожидается вполне умеренным.
Планируемый рост тарифов
После оценки стоимости услуг в разных регионах и анализа других факторов, областные структуры ФАС утвердили максимальные величины роста цен на коммунальные тарифы. Большая часть регионов увидит индексацию тарифов в диапазоне от 3,6 до 3,9%, хотя некоторых областях цены вырастут на 4,9 и даже на 6,5%. В большей мере регионы страны поделятся на некие группы по величине увеличения стоимости услуг. Таблица ориентировочных данных позволит понять насколько приблизительно повысятся цены.
Ожидаемое повышение тарифов ЖКХ в 2020 году
Регионы, республики | Диапазон роста цен в процентах |
Чеченская республика | 6,5% |
Ингушетия, Кабардино-Балкария, Москва | 5-6,3% |
Адыгея, Северная Осетия, Алтай, Алтайский край, Хакасия, Забайкальский край, Краснодарский, Красноярский край, Амурская, Ивановская, Кемеровская, Новосибирск и Новосибирская обл., Московская, Томская | 4-4,9% |
Башкортостан, Мордовия, Якутия, Чувашия, Ставропольский край, Астрахань и Астраханская обл., Брянская, Владимирская, Вологодская, Ивановская, Курганская, Курская, Рязань и Рязанская обл., Саратовская, Санкт-Петербург и Ленинградская обл. | 3,6-3,9% |
Ненецкий автономный округ | 2,4% |
Отдельно стоит выделить регионы с крайними значениями индексации. Максимальный прирост в процентах определен для Чечни (6,5%). Это связано с длительным периодом неразберихи в регионе и отсутствии нормального механизма регулирования цен на услуги. По сути необходимо выровнять стоимость тарифов согласно реальным рыночным ценам, а не действующим ранее компенсационным платежам.
Самый маленький рост тарифов ожидается в Ненецком АО. Распоряжение правительства требует ограничить повышение цен на услуги не более, чем на 2,4%. Власти отмечают, что это максимально возможные изменения тарифов, но никто не запрещает повышать оплату и на меньший размер, например, увеличить стоимость воды не на 2,4%, а только на 2%.
В списке приведены не все регионы и области, в частности Челябинск, Новокузнецк и другие города не указаны. Если кому-то необходимо узнать точно про свой город, то необходимо посмотреть это в официальных документах. Важно только убедиться, что это последнее распоряжение правительства, касающееся увеличения стоимости услуг ЖКХ.
Специфические нюансы повышения тарифов
Чтобы избежать возмущения граждан, чиновники активно подчеркивают фактор совокупности увеличения цен, а не отдельные показатели. По факту поставщики и посредники услуг должны суммарно укладываться в отведенные границы повышения цен в данном регионе. Причем в очередной раз обычных людей об этом отдельно не информировали. Такой подход способен вызвать недоумение и даже выраженное недовольство со стороны граждан.
Стоит знать! Указанные в распоряжение процентные отношения роста тарифов будут актуальны только в случае сохранения наиболее вероятного развития экономической обстановки в России. Резкие изменения в виде скачка инфляции или каких-либо экономических воздействий со стороны других государств, влияющих на общую ситуацию в стране, могут привести к пересмотру текущего распоряжения.
При этом жители страны должны помнить про суммирование повышений, т.е. указанный в распоряжении рост в 5% может не распространяться на все коммунальные услуги в конкретном регионе, а быть распределен по иным принципам. По сути в одной области может быть большой рост цены на водоснабжение при минимальном изменении стоимости на предоставление электроэнергии. По аналогичному правилу могут меняться соотношения в других регионах. Т.е. оплата только за отопление, воду или свет может вырасти больше, чем на заявленные 5%, но тогда оставшиеся тарифы не должны быть повышены.
Местные отделения антимонопольной службы обязаны проконтролировать отсутствие суммарного превышения заявленного процента. Если говорить на простом гражданском языке, то что-то из комуслуг может вырасти больше, чем указанные в распоряжении проценты, но в сумме общее увеличение оплаты квитка не должно быть выше, чем заявлено для данного региона.
При этом стоит помнить, что в предыдущем году было 2 повышения тарифов, но такая ситуация возникла из-за увеличения процента НДС с 18 до 20. Эти 2% поставщики ресурсов были вынуждены компенсировать за счет повышения стоимости продажи услуг, что вылилось в росте тарифов. Хотя некоторые экономисты предполагают, что ситуация с двумя повышениями стоимости в год может понравиться поставщикам.
Субсидии на оплату ЖКХ
Тем, кто имеет основания на получение субсидии на оплату коммунальных услуг, смогут все также уменьшить расходы. Если ранее какая-то конкретная семья слегка превышала нормы совокупного дохода, лишившись права на субсидию, может вновь попробовать ее получить, т.к. введенный новый тариф меняет общую систему расчетов.
В остальном же для расчета субсидий неважно будет ли повышение или тарифы окажутся такими же. Суть субсидирования заключается в адресной помощи тем, что действительно в ней нуждается, а не для всех граждан без исключения. Причем в разных регионах действуют отличающиеся правила по предоставлению компенсации, используемые для оплаты услуг ЖКХ. По этой причине уточнять все нюансы по месту жительства в отделах социальной защиты населения.
Тарифы ЖКХ в 2020 году в России вполне предсказуемо будут расти. Сейчас ожидают повышение с 1 июля в диапазоне от 2,4% до 6,5% от действующей величины оплаты. Власти подчеркивают, что в разных регионах будут отличающиеся размеры повышений, но в постановлении правительства сказано, что эти величины являются максимально допустимым увеличением цен на услуги ЖКХ.