Ралли “Дакар” – ежегодный трансконтинентальный марафон, заслуживший звание самой экстремальной гонки на планете. Главная идея мероприятия – испытать возможности человека и автотранспорта в процессе езды по бездорожью. Ралли “Дакар” проводится ежегодно, и в 2020-м году состоится уже в 42-ой раз. Почему этот год будет переломным для легендарных гонок, и какое судьбоносное для “Дакара” решение было принято несколько месяцев назад, читайте далее.
Из истории мировой гоночной серии
Появление экстремального ралли отчасти было продиктовано той размеренной жизнью, которой жили европейцы в 70-х годах прошлого века. Истосковавшиеся по приключениям, они требовали экстрима – таким зрелищным шоу и стала мировая гоночная серия “Дакар”. Ее возникновению предшествовала история удивительного спасения Тьерри Сабину – французского гонщика, который заблудился в Ливийской пустыне во время моторалли. Преодолеть многокилометровый маршрут ему удалось благодаря помощи аборигенов туарегов.
По возвращении домой Тьерри буквально “проснулся знаменитым”, а его история вдохновила гонщиков и их спонсоров на создание грандиозного ралли. Идея оказалась удачной – гонки вызвали небывалый интерес среди широкой аудитории и были просто обречены на успех.
Первое ралли стартовало в Париже в конце декабря 1978 года и собрало несколько сотен экипажей на автомобилях, грузовиках и мотоциклах. Им предстояло преодолеть расстояние протяженностью 10 тысяч километров по пересеченной местности. Маршрут пролегал преимущественно по территории африканских государств – Алжира, Нигера, Сенегала, Верхней Вольты и Мали. В первом сезоне “Дакара” победу одержал француз Сирил Неве, преодолевший дистанцию на мотоцикле марки Yamaha.
В следующем году гонка вызвала еще больший интерес. Возросло и количество участников, желающих попробовать свои силы в экстрим-марафоне. Вплоть до 1995 года “Дакар” стартовал с территории Франции. Но большие скопления техники в дни марафона приводили к коллапсу в городе, что вызывало массовые недовольства среди местных жителей. Поэтому следующие сезоны ралли принимали:
- Гренада;
- Марсель;
- Барселона;
- Аррас;
- Лиссабон и др.
Место финиша организаторы тоже неоднократно переносили – гонщики финишировали в Каире, Шарм-эль-Шейхе и Кейптауне. Из-за угроз террористов “Аль-Каиды” в 2009 году “Дакар” вынужден был переехать из Африки на американский континент. География гонок последних десяти лет охватывала территории Чили, Аргентины, Перу и Боливии.
Даты и место проведения ралли 2020
Решение о том, где будет проходить гоночное шоу в новом сезоне, было принято в мае 2019 года на большой конференции в Париже. Французская столица собрала несколько сотен человек – в основном потенциальных участников “Дакара”, руководителей команд со всех континентов и представителей масс-медиа. В культурном центре Института Арабского мира выступил Давид Кастера – директор компании-организатора гонок A.S.O. Он объявил о переносе ралли-рейда из Латинской Америки в Саудовскую Аравию, изъявившую желание принять ралли в 2020 году. Поэтому ближайшие 10 лет (как минимум) участники будут бороться за победу в марафоне на территории Аравийского полуострова.
Отчасти решение о переносе продиктовано желанием саудитов вложить крупные средства в марафон. Это позволит Саудовской Аравии развивать собственную туристическую инфраструктуру и заявить о себе как об инновационной державе. Даты проведения экстремального автошоу тоже известны. По традиции оно состоится сразу после наступления нового года и продлится 13 дней – с 5 по 17 января 2020-го.
Маршрут гонок
Презентация маршрута “Дакара” 2020 состоялась весной 2019 года в Аль-Киддие в присутствии принца Саудовской Аравии Мухаммеда ибн Салмана, а также почетных гостей из числа опытных гонщиков со всего мира. Согласно опубликованной карте, участникам предстоит преодолеть 9 тысяч километров в 12 этапов. Протяженность каждого этапа составит около 750 км – такое расстояние гонщики должны пройти за один ралли-день.
Расписание и этапы аравийского “Дакара”:
- 5 января – марафон стартует на западе Саудовской Аравии в Джедде – современном экономическом центре на берегу Красного моря;
- 6-10 января – гонки устремятся на север и повернут на юго-восток, приближаясь к Эр-Рияду;
- 11 января – гонщиков ожидает день отдыха в арабской столице;
- 12-16 января – ралли продолжится на юге и юго-западе полуострова;
- 17 января – участники финишируют в городе Аль-Киддия, строительство которого началось только в минувшем году.
Большая часть маршрута будет проложена по “спецучасткам” – территориям, которые не предназначены для движения автомототранспорта. В этом и заключается изюминка шоу – гонщикам предстоит передвигаться по местности, которая максимально усложняет путь к победе.
Саудовская Аравия в этом плане более чем уникальна. Превышающая площадь Франции более чем 4 раза, она отличается разнообразными ландшафтами, способными сделать автошоу еще более красочным. Прокладывая маршрут, организаторы попытались охватить практически все регионы страны, чтобы показать все ее контрасты:
- высокогорные участки, возвышающиеся над уровнем моря на 2,5 км;
- бескрайние песчаные пустыни;
- высохшие русла рек;
- вани – равнинные области, покрытые низкорослыми растениями;
- огромные дюны, достигающие высоты 200 и более метров.
Так что ралли “Дакар” в 2020 году будет удивлять своих поклонников на протяжении всех этапов марафона.
Нововведения сезона
Новый сезон “Дакара” в целом будет переломным – марафон ожидает не только “переезд”, но и огромное количество изменений в регламенте. Они призваны сделать соревнование более комфортным и доступным для участников.
- Стартовые взносы будут покрывать потребности всего экипажа, а не только пилота, в том числе и топливные расходы.
- Централизованная доставка техники и гонщиков займет в три раза меньше времени, чем в предыдущих сезонах.
- Участники из России и азиатских стран получат возможность добираться на полуостров самостоятельно по кратчайшему пути. Власти Саудовской Аравии обещают максимально поспособствовать в этом вопросе.
- Гонщики, соревнующиеся в классах MOTO и QUAD, в случае победы получат двойное вознаграждение. Пилот будет премирован в размере 1000 евро и 500 евро для тренера. Команда получит сумму 3 тысячи евро плюс 2000 евро для тренера.
- Все женские экипажи ожидает скидка на стартовый взнос, равная 25%.
- В случае технического схода каждый марафонец сможет воспользоваться “джокером” для рестарта.
- Утилитарные квадроциклы SSV будут поделены на 2 класса – T3S и T3P.
Из ужесточений гонщиков ожидает только повышение суммы медицинской страховки до 30 тысяч в европейской валюте. Это связано с особенностями региона, представляющего повышенную опасность для пилотов и их команд. Чтобы избежать нечестного соревнования, компания-организатор вводит запрет на любые тренировки и тестирования до официального начала масс-старта. Также установлен мораторий на распространение любой информации из дорожной карты до первого дня ралли.
Российские участники
Самым знаменитым и титулованным участником ралли “Дакар” от России считается команда “КАМАЗ-мастер”. С момента первого участия в марафоне в 1990 году “камазовцы” становились победителями 16 раз, завоевав престижную награду в том числе и в 2019 году.
Отличительная особенность российской команды заключается в том, что выступает она исключительно на автомобилях отечественного производства, тем самым продвигая технику на мировом рынке. Кроме того, разработчики КАМАЗов на площадке ралли получают возможность испытать технические новинки, узлы, агрегаты и конструкторские разработки машин, которые в дальнейшем поступят в серийное производство.
В сезоне 2020 “КАМАЗ-мастер” снова попробует свои силы в ралли “Дакар”. На момент написания этой статьи базовые подготовительные мероприятия уже были завершены. Пилоты-участники провели тренировочные заезды на тестовой трассе, за которыми могли понаблюдать и представители медиа. На пресс-конференции были представлены технические новинки, призванные помочь “камазовцам” одержать победу в “Дакаре”.
На гонку 2020-го года будут выставлены 4 грузовика КАМАЗ-43509, которые успешно преодолели маршруты на предыдущем “Дакаре” и в рамках гонок “Шелковый путь: Россия-Монголия-Китай”. В усовершенствованные машины внедрены шестицилиндровые моторы, повышена надежность отдельных узлов, снижен вес структурных элементов, оптимизированы рабочие процессы двигателя, уменьшена склонность авто к опрокидыванию.
5 и 6 декабря российские грузовики пройдут техническую проверку во французском Марселе и на пароме отправятся в Джедду, где намечен старт грандиозного марафона. Представлять РФ на ралли “Дакар” 2020 будет команда из четырех пилотов – Андрея Каргинова, Дмитрия Сотникова, Антона Шибалова и действующего чемпиона гоночного шоу 2019 Эдуарда Николаева. Они готовы показать всему миру надежность техники российского автопрома и приложить максимум усилий для того, чтобы и в новом сезоне забрать “золото” знаменитых трансконтинентальных гонок.