После того, как ввели обязательное автострахование, подстав на дороге стало значительно меньше. При этом до сих пор полис есть не у всех, хотя законодательно все автомобилисты обязаны иметь обязательную страховку. Логика таких водителей ясна — они не хотят платить деньги за полис, к тому же он все сильнее дорожает. Каким же будет ОСАГО в 2020 году, не внесут ли власти очередные изменения и насколько вырастут цены на автостраховку.
Последние новости, касающиеся автострахования
Ежегодно даже в правила ДД вносятся какие-то изменения. Особенности системы страхования также требуют периодических новшеств. После появления системы бонус-малуса в сфере страхования, реформа изменения тарифов для автомобилистов немного замедлилась. При этом подразумевается полная отмена действующего ныне территориального компонента. Сейчас он сильно отличается — иногда даже больше, чем в 3 раза.
Если закон, касающийся ОСАГО, изменят в области региональных коэффициентов, то это может привести к резкому скачку стоимости полиса у ряда автолюбителей, т.к. по сути платежи просто «уравняют». Пока это только версия, а повышение цен на многие вещи традиционно происходит ежегодно. При этом вместе с ростом стоимости вероятны и внедрение новых штрафов.
Важно помнить, что незнание законов не освобождает от ответственности. По этой причине необходимо всегда смотреть свежие новости, касающиеся нюансов ПДД и системы страхования. Также не стоит забывать, что поправочные коэффициенты не изменились в 2019 году. На рассмотрении в Госдуме были разногласия по поводу поправок, поэтому их утверждение перенесли на 2020 год.
Отдельно стоит выделить начало внедрения конструктивной программы борьбы с мошенническими изменениями в электронных полюсах ОСАГО. Россоюз автостраховщиков в 2020 году создаст полный справочник по всевозможным моделям авто, чтобы недобросовестные агенты не смогли менять при оформлении полиса мощность двигателя на меньшую или иные данные, в последствии делающими ОСАГО недействительным.
Осторожно! Автолюбителям стоит знать о том, что если их обманул агент при оформлении полиса, то машина по факту является незастрахованной. Т.е. если человек попадет в ДТП, то страховая компания может отказать владельцу машины в выплате компенсации.
Следовательно, автомобилистам стоит приобретать электронные версии полиса лишь в проверенных компаниях, а также после окончательного оформления ОСАГО не лениться уточнять в страховой компании свои данные. Именно их изменяют нечестные агенты, чтобы снизить размер страховки в момент ее окончательного оформления, при этом клиенту озвучивается стандартная цена.
Предполагаемые изменения в системе страхования
Уже который год идет речь о том, чтобы в несколько раз увеличить штраф за отсутствие страховки для того, чтобы водителям было невыгодно ездить без полиса. Пока предполагается, что базовая ставка не изменится, но за счет коэффициентов возможно серьезное изменение стоимости полиса. Очевидно, что теперь езда без ОСАГО становится неудачной идеей, даже если нужно просто добраться до страховой компании.
Внимание! Планируется объединение полисов ОСАГО и КАСКО в единый бланк для тех, кто приобретает оба вида страховки в одной компании. Плюсами такого слияния являются упрощение как оформления полиса, так и расторжение договора в случае необходимости. Процесс объединения еще рассматривается, но уже очевидна направленность на пользу владельцев автомобилей.
Также не стоит забывать, что страховым компаниям хотят в очередной раз позволить самостоятельно формировать тарифы на разные типы автомобилей. Это связано с тем, что планируется глобальное введение умных телематических датчиков, позволяющим страховщикам получать данные о скорости движения машины и другую информацию. При этом самим автомобилистам предоставляется условный выбор — устанавливать подобную аппаратуру или же платить повышенный страховой тариф при оформлении ОСАГО.
Следовательно, наличие данных с датчика о регулярном превышении скорости, частом применении экстренного торможения и т.п., приведет к начислению помимо базового тарифа еще одного вспомогательного коэффициента добросовестного водителя. Страховщики надеются, что злостным нарушителям ПДД придется платить больше, чем лицам, предпочитающим безопасное вождение.
Стоимость страховки ОСАГО в 2020 году
Уже много лет страховые компании говорят о том, что они в основной массе терпят убытки из-за того, что выплаты по ОСАГО заметно превышают размеры собранных за полисы средств. Об этом могли бы свидетельствовать и многочисленные закрытия страховых компаний по факту банкротства, если бы они не нарушали правила формирования резервных фондов. Они должны «откладывать» 3% в запасной фонд на случай действительно большого количества страховых случаев. В остальном же статистика говорит, что для реального банкротства автостраховщика необходимо наличие выплат в размере более 77% от собранных средств за полисы. При этом многочисленные случаи безаварийного вождения говорят о том, что существует лиц, постоянно оплачивающих страховку, но никогда не пользующимися выплатами.
Страховые компании же настойчиво говорят о необходимости увеличения стоимости тарифов, т.к. они вынуждены терпеть убытки. Сейчас вопрос новых реформ проходит обсуждение, но до тех пор, пока не будут окончательно утверждены поправочные коэффициенты, сложно говорить о величине страховки. Сейчас же пока стоит ориентироваться на базовую ставку, районные коэффициенты и бонус-малус.
Расчет последнего довольно простой, условно можно выделить только 2 действия:
- Класс водителя умножают на КМБ.
- Полученный результат умножают на базовую ставку.
Стандартные показатели КБМ
Класс, имеющийся у водителя | Значение КБМ | Скидка/Рост стоимости в процентах |
М | 2,45 | +145 |
0 | 2,3 | +130 |
1 | 1,55 | +55 |
2 | 1,4 | +40 |
3 | 1 | — |
4 | 0,95 | -5 |
5 | 0,9 | -10 |
6 | 0,85 | -15 |
7 | 0,8 | -20 |
8 | 0,75 | -25 |
9 | 0,7 | -30 |
10 | 0,65 | -35 |
11 | 0,6 | -40 |
12 | 0,55 | -45 |
13 | 0,5 | -50 |
При подсчетах стоит помнить, что наличие 1 аварии в течение года сдвигает класс водителя на 2-3 пункта. Даже имеющийся 13 класс может за 1 год перейти в неприятную категорию «М», если в момент действия страховки было зарегистрировано 4 и более ДТП, требующих соответствующих выплат. Если же у водителя не было аварийных случаев, то его класс повышается на 1 пункт, что дает 5-процентную скидку от базового тарифа на покупку следующего полиса .
В сети множество порталов, предлагающих быстро рассчитать стоимость страховки. При этом пока они настроены на старый формат расчета цены обязательного полиса на авто. Это необходимо учитывать при попытке предварительной оценки будущих затрат, т.к. онлайн-калькуляторам требуется время на перестроение формата с внедрением новых требований, тарифов и иных изменений. В случае принятия нового закона или внесении многочисленных поправок к текущим нормативным актам, изменений в подсчетах будет много, особенно если пройдет полная реформа автострахования.
Подробнее о либерализации ОСАГО
В первом чтении, прошедшем 15 октября 2019 года, Госдума не утвердила очередную реформу автострахования, названную либерализацией ОСАГО. При этом законопроект признан интересным и никто не собирается полностью от него отказываться. Он оставлен до «лучших времен», пока чиновники не решат насколько безопасным с точки зрения народного волнения будут планируемые новшества.
Как было сказано выше, страховщики планируют внедрить множество различных изменений:
- Заметно расширить тарифный коридор.
- Отказаться от районных коэффициентов.
- Отменить коэффициент мощности мотора.
- Определение размера «скидок» за безаварийное вождение.
- Внедрить специализированные тарифы для злостных нарушителей ПДД.
- Применять особую сетку стоимости для лиц, не установивших телематическое устройство.
- Утвердить окончательный вариант требований к авто и водителю для минимальной оплаты за полис.
Населению наиболее интересны нюансы первого и последнего пунктов. В последнем случае пока все сложно — на текущий момент для применения к водителю чистой базовой ставки он должен иметь установленный датчик (телемат), быть не старше 50 лет и иметь водительский стаж более 30 л.
С тарифным коридором все сложнее. Сейчас еще неясна судьба территориального компонента автостраховки, поэтому предсказать вероятные «простор» для изменения ставок сложно. Пока предполагается, что с января диапазон базового тарифа расширят на 40% в обе стороны. Второе увеличение коридора цен сейчас предварительно запланировано на октябрь 2020. В этот период автостраховщики надеются расширить тарифы еще на 30%.
При этом подразумевается увеличение коридора цен при сохранении территориального компонента. Пока в цифрах можно привести ориентировочные границы, хотя вряд ли автолюбители всерьез рассчитывают на реальное применение к ним минимальных показателей тарифов. Текущая базовая ставка без учета коэффициентов колеблется в диапазоне 2,746-4,942 т.р. Если в январе 2020 года будет применено 40-процентное расширение коридора тарифов, то разбег базы составит 1,154-8,995 т.р. Остается только понять, куда страховые компании «будут расширять» минимальный тариф в октябре.
Нюансы столичной системы страхования
Логично полагать, что в Москве происходит самое большое количество автомобильных аварий из-за огромного количества машин. При этом страховщики имеют не только огромное число заявителей на выплату, но и высокие прибыли. Это связано с тем, что многим жителям столицы все же удается обходиться без аварий. До текущего момента сохраняется и высокий «ценник» на столичный полис.
Как принято считать в России, столица является отдельным государством. Обычно такие ремарки «сочатся» осуждением, т.к. москвичей принято относить к тем, кому просто про месту проживания дают дополнительные льготы. В истории с ОСАГО все несколько иначе — высокие риски аварий повышают территориальный коэффициент, влияющий на итоговую стоимость страховки. Впрочем, в случае отмены этого регионального компонента, ситуация может измениться в лучшую сторону. Сторонники рассматриваемого законопроекта либерализации говорят о том, что в Москве отмена территориальных коэффициентов приведет к падению стоимости, хотя это не очень выгодно самим страховым компаниям.
Если власти примут рассматриваемый проект автореформ, то многим водителям придется изменить не только свои привычки, но и утвердить новый перечень расходов. Предполагается, что наиболее выраженным отличием стоимости станет снижение тарифов в крупных городах при одновременном их увеличении в небольших населенных пунктах.
Окончательно не ясно каким будет ОСАГО в 2020 году — многое решит Госдума во время рассмотрения проекта полного отказа от территориального компонента формирования и внедрения новых либеральных правил формирования страховых тарифов для автолюбителей различных типов. Очевидно одно — цены вырастут, хотя кому-то может повезти, т.к. власти еще не утвердили диапазон цен для страховщиков.