Пиарщик — это самая ужасная профессия на свете. Во-первых, нет никаких объективных критериев оценки твоей работы. Может ли кто-то утверждать, что первый iPhone стал популярным, благодаря хорошей работе PR-службы? А может ли кто-то сказать, что про Zune провалился, потому что пиарщики недостаточно хорошо делали свою работу?
Во-вторых, быть пиарщиком — это значит писать скучные пресс-релизы и приглашать журналистов и блогеров на дорогие завтраки, обеды и ужины в надежде, что кто-то упомянет их товар на предпоследней странице газеты с бесплатными объявлениями.
Но с пиарщиками автомобильных компаний все совсем по-другому. Работу по написанию пресс-релизов они скидывают на какого-нибудь писаку-стажера, а сами развлекаются и катаются по миру за счет компании, якобы работая над имиджем компании.
Они не уговаривают журналистов протестировать их машину или прийти на званый ужин, потому что журналисты сами "дерутся" за то, чтобы попасть в число избранных. Секрет в том, что автомобильные компании не жалеют денег и на организованных журналистских тестах, куда зовут и блогеров, кормят приглашенных от пуза, селят в дорогущих отелях, развлекают по высшему разряду и дарят дорогие подарки.
Пиарщики небезосновательно думают, что после такого только дурак напишет о машине что-то плохое. Ведь никто не хочет, чтобы вместо него в следующий раз позвали кого-то другого. Все всё прекрасно понимают, поэтому большинство тестов и обзоров на новые машины полны розовых облаков, описаний омаров, австрийских пейзажей и не содержат ни капли негатива. Напишешь что-то плохое — получишь бан и прощай перелеты первым классом, пятизвездочные отели и бесплатные ноутбуки.
Однако некоторые (в основном блогеры, у которых нет сурового начальника в виде главного редактора, который тоже всё понимает и не пропускает негатив в публикациях) говорят правду. Говорят о минусах машины, говорят о надежности, о том, где сэкономили. О том, что где-то что-то отлетело или о том, что машины по всем статьям проигрывает конкурентам.
И тут самое время перейти к истории, которая приключилась с Михаилом Кульдяевым с канала Clickoncar. Если кто не в курсе, то это один из самых популярных автоблогеров в нашей стране, у него очень популярный Ютуб канал и блог на Дзене.
Если коротко, то произошло следующее. Мишу пригласили на тест нового Kia Seltos в Австрию. И во время теста у машины накрылся вариатор. Вот прям конкретно накрылся, что пришлось менять машину. И все это на Kia Seltos с пробегом 4000 км. Во всём обвинили Мишу и вместо разбирательств в истинных причинах, экспертиз и дальнейшего мирного решения ситуации, его сделали виноватым и забанили. Чуть подробнее о ситуации он рассказывает в инстаграме.
Самое интересное, что данная ситуация — это не исключение из правил. Так делают постоянно. Это нормальная практика пиарщиков автомобильных компаний. Так же поступили с Еленой Лисовской, которая в прошлом году рассказала о минусах Renault Arkana. Так же поступили с А. А. (он попросил не писать про него и про компанию, которая его забанила, хотя и писал об этом в FB). И многими другими.
У меня тоже были подобные ситуации с BMW, Toyota, Smart. В последний раз пиарщики в Subaru сказали мне, что не надут мне больше машины на тест, потому что до этого я написал о том, что салон Форестера на морозе гремит. И он действительно дребезжал, когда я зимой ехал в деревню по обычной российской провинциальной дороге, а не по гладкому асфальту внутримкадья.
В моём понимании подобные автомобильные тесты организовываются как раз для того, чтобы журналист или блогер протестировал машину и рассказал своё субъективное мнение о плюсах и минусах. Но пиарщики по всей видимости придерживаются мнения, что блогеры должны говорить только о хорошем.
Кстати. Я прекрасно понимаю пиарщиков. Им не хочется, чтобы про товар, который они продвигают, говорили плохо, но, как сказал один отличный парень из пресс-парка Хонды (теперь он уже там не работает и его зовут Марат), причем тут блогер, если машина — говно? И я с ним полностью согласен.
Есть субъективные вещи, которые нравятся одну и не нравятся другому. Но есть объективные вещи — вариатор сломался. Я не знаю всей ситуации, как всё было и что на самом деле предшествовало поломке. Может быть Миша насиловал машину на бездорожье (не исключаю, кстати, но учитывая, что это типа как кроссовер, не вижу в этом чего-то криминального), а может быть это делал кто-то до него, может быть это просто производственный брак, так как автомобиль новый — я не знаю. Но реакция Kia, как и многих других пиар-служб в похожих ситуациях, поражает.
По-моему, правильней и выгодней было бы постараться замять это дело, сделать экспертизу, разобраться, а потом через тех же блогеров рассказать о результате. В таком случае в глазах покупателей компания не упала бы так низко, как пишут в комментариях люди. Если бы компания давала какие-то комментарии, она бы выглядела заботящейся о своих клиентах, компанией, которая пытается выявить и устранить проблемы с надежностью. Но нет.
Кстати, пока что в российском PR-офисе Киа на мою просьбу прокомментировать ситуацию со сломавшимся вариатором и Михаилом Кульдяевым никак не ответили.