Деятельность Владимира Путина на посту президента у некоторых вызывает не совсем обоснованные нарекания.
Мол, он в своих действиях внутри страны и на международной арене поступает не так, как хотелось бы. Но для понимания действий президента России необходимо оценивать комплекс обстоятельств, сопутствующих данной ситуации и требующих от него принятия именно такого решения.
Любое действие руководителя такого уровня должно быть соизмеримым в соответствии с силами и возможностями государства, которые далеко не безграничны. После развала Союза Россия перестала быть сверхдержавой, потеряла значительные территории и людей, а разрушающие страну либеральные реформы привели к значительной потере промышленного и экономического потенциала, ослаблению армии и потере престижа страны в мире.
Для возрождения былого величия требовались политическая воля руководства, поддержка элиты и народа и, самое главное, ресурсы, без которых этого не сделать. Стремление восстановить страну у Путина наверняка было, имелась и поддержка общества, но не было поддержки элиты и необходимых ресурсов, которые надо было накапливать. Тем более все это надо было делать в условиях враждебного окружения коллективного Запада, стремящегося разорвать теперь уже Россию и не допустить возрождения своего геополитического конкурента. Противилась возрождению государства и компрадорская российская элита с крупным бизнесом, ментально и экономически встроившаяся в западное общество.
Путина привела к власти ельцинская «семья», которая, почувствовав неизбежный крах своего правления, поставила во главе государства человека не из своей среды и окружила его плотным кольцом либералов, ставящих своей целью не возрождение, а разграбление государства. Путин был введен в сложившийся элитный консенсус и должен был действовать в рамках установленных элитой правил.
За двадцать лет правления ему удалось собрать вокруг себя группу государственников, или, как их называют, «силовиков». Но либеральное крыло во власти осталось непоколебимым и неизменным, оно взяло под полный контроль финансово-экономический блок и под руководством Запада не допускало использования финансов для подъема экономики страны. Президент, как многим кажется, не всесилен и ограничен в своих действиях определенными рамками, и для выхода за них должны созреть определенные международные, политические, экономические и военные условия.
Страну надо было защитить, накормить, остановить внутренние военные конфликты и сепаратистские тенденции в регионах и обезопасить от потрясений, способных разорвать ее. При наличии такого желания и команды соратников все это требовало серьезных усилий и длительного времени.
На международном уровне
Для исключения военной и экономической агрессии Запада необходимо было балансировать и не провоцировать его на агрессивные действия против ослабевшей России. В спорных вопросах на мировой арене решать их путем переговоров, применять силу дозированно и не переходить к серьезному обострению конфликтов.
Пытаться расколоть коллективный Запад, играя на внутренних противоречиях между США и Евросоюзом, внутри Евросоюза ― между старыми и новыми членами, между Германией и Англией, в том числе играя на интересах этих стран в других точках мира.
Во внутренней политике
Прекратить войну на Кавказе, пресечь распространение терроризма по всей России, остановить «парад суверенитетов» регионов и восстановить их управляемость из Центра. Не допустить потрясений, разрушающих страну, до поры до времени поддерживать консенсус элит и не допускать критического противостояния между ними, не допускать реванша либеральных сил в международной сфере и безопасности, сдерживать общество от массовых волнений и противостояния с властью, способных привести к развалу страны.
В экономической сфере
Стабилизировать национальную валюту и накопить финансовые ресурсы для подъема экономики, жизненного уровня населения, восстановления наукоемкой промышленности и оборонного потенциала. Ликвидировать монополию либералов на экономическую и финансовую политику государства и постепенно, избегая противостояния, отстранить их от принятия государственных решений.
Обезопасить государство от глобального влияния международных финансовых институтов Запада, таких как МВФ, МБРР, ФРС США, и создать свою систему межбанковских расчетов вместо контролируемой США SWIFT. Для обеспечения информационной безопасности создать собственную систему глобальных коммуникаций, работающую независимо от контролируемой США сети Интернет.
В оборонной сфере
Сформировать мощную армию и оснастить ее современным оружием. Создать развитый оборонно-промышленный комплекс, обеспечивающий замкнутый цикл производства военной техники, как это было сделано в Советском Союзе.
Завершить строительство и запуск новых производств по изготовлению узлов и систем для военной техники (стратегических ракет, двигателей для самолетов, вертолетов, крылатых ракет и кораблей ВМФ, верфей для крупных судов ВМФ, прицельных комплексов и ряда других узлов и систем).
За двадцать лет правления Путина многие из этих проблем были решены, и Россия добилась определенных успехов. По своему влиянию в мире и военно-экономическому потенциалу (если верить западным экспертам) Россия стала второй после США. Сейчас практически ни один серьезный вопрос мироустройства не решается без ее участия. Были установлены стратегические отношения с Китаем и образован общий фронт против экспансии США.
Россия стала ведущим государством в разрешении конфликтов на Ближнем Востоке. Успешно оказала военную помощь Сирии, введя туда свой воинский контингент, и помогла устоять ее государственности под натиском объединенных сил Запада. Россия стала одной из ведущих держав в разрешении ливийского конфликта и оказывает поддержку национальной армии Ливии. Оказала военно-политическую помощь президенту Венесуэлы Мадуро и способствовала предотвращению там госпереворота, организованного США.
Россия восстановила одну из самых сильных армий в мире, сохранила и усовершенствовала свои стратегические силы, приняла на вооружение новые ракеты, в том числе и самое совершенное в мире гиперзвуковое оружие. В основном восстановлен оборонно-промышленный комплекс, позволивший перевооружить армию современным оружием во всех родах войск.
В России ликвидированы военные конфликты на Кавказе и успешно развивается мирное строительство в этих регионах. «Парад суверенитетов» пресечен, законодательство регионов приведено в соответствие с конституцией и создана жесткая вертикаль управления государством.
Общество удалось удержать от серьезных потрясений и конфликтов внутри элит, а также между элитами и населением. Стабильность в обществе позволила начать реализацию отдельных инфраструктурных проектов, которая тормозилась либеральным крылом в правительстве.
В финансовой сфере удалось стабилизировать валюту и накопить очень серьезные золотовалютные резервы. Эта задача была решена через реализацию комплексной программы поставки энергоресурсов за рубеж по газопроводу «Сила Сибири» и пока не достроенному «Северному потоку ― 2». Удачная конъюнктура на мировых нефтегазовых ранках позволила серьезно нарастить золотовалютные запасы и создать финансовый буфер в виде Фонда национального благосостояния. Без накопления таких ресурсов обеспечить подъем промышленности и экономики невозможно. К сожалению, использование этих ресурсов по назначению пока блокируется либеральной элитой, она направляет их в основном на обеспечение финансовых спекуляций за рубежом.
Золотовалютные резервы переведены в основном в драгметаллы и защищены от финансовых потрясений, российская финансовая система переводится на отечественную систему банковских расчетов «Мир», способную работать в автономном режиме.
Несмотря на эти успехи, благосостояние народа повысилось не настолько, как этого хотелось бы, вклад финансовых ресурсов в развитие реального производства тормозится либеральным крылом во власти, контролирующим финансово-экономический блок. В связи с этим ВВП последние годы практически не растет, что ведет к сдерживанию роста уровня жизни населения и его недовольству властью.
Проводимая президентом стабилизация в обществе дала передышку после развала 90-х, позволила накопить ресурсы и восстановить оборонный комплекс страны, но при этом наступила стагнация в общественно-политической и экономической жизни страны. С 2012 года идет заморозка установившегося либерального режима в России и консервация выстроенных им государственных институтов. Все это уже привело к массовому, пока еще скрытому и не вылившемуся в волнения, недовольству граждан своим социально-экономическим положением, особенно проявившемуся после пенсионной реформы.
Необходимость изменений в российском обществе и удаления как можно дальше либералов от власти давно уже назрела. К тому же изменилась международная обстановка, Запад расколот, глобалисты терпят одно поражение за другим. Мир возвращается к многополярности, в которой Россия будет занимать одно из ведущих мест. По всей видимости, команда президента пришла к необходимости серьезных структурных преобразований и с начала года начала предпринимать шаги для изменения политической системы России. Пока осуществляются отдельные шаги в этом направлении. Предполагаю, что они являются элементами продуманной программы трансформации России и общества, способной обеспечить выход на новый уровень российской государственности.