Часто сталкиваюсь с заблуждением касательно оцинкованных машин. Люди считают, что, если машина оцинкованная, она не будет гнить и ржаветь. Но, к сожалению, это не всегда так. И на то есть несколько причин.
Для начала надо понимать, что оцинковка оцинковке рознь. Можно оцинковать слоем в 2 мкм, а можно слоем в 20 мкм — это первое. Второе — методов оцинковки куча. Бюджетные машины обычно оцинковывают самым бюджетным способом. Как правило, это холодная оцинковка. Цинкование происходит путём окраски кузова анафорезными грунтами с высоким содержанием высокодисперсного цинкового порошка (содержание цинка в готовом покрытии 89-93%). Такая оцинковка, конечно, лучше, чем ничего, но по факту при повреждении ЛКП от коррозии она защищает слабо.
Производители часто используют такой вид оцинковки, потому она самая дешевая и не так сильно сказывается на цене конечного продукта для покупателя, как дорогие способы цинкования (в бюджетном сегменте производители борются за каждую копейку). Тем не менее это даёт им право говорить, что кузов оцинкован. В первую очередь это нужно из маркетинговых соображений.
Ещё один довольно бюджетный способ оцинковки — цинкрометалл. Если простыми словами, то это обычная сталь, покрытая специальным цинкосодержащим грунтом на стадии проката. Цинкрометалл хорош в регионах, где нет высокой влажности, но в российских условиях, особенно если ЛКП повреждено, металл все равно начинает ржаветь. Пусть не так быстро, как голая сталь, но все же довольно быстро. Так что уповать на спасительную оцинковку в данном случае, как и в предыдущем, не стоит. Нужно быстро подкрашивать сколы и царапины.
Довольно хороший способ оцинковки — гальванический. Это когда кузов купают в ванне с цинкосодержащим электролитом. Под действием электрического тока цинк осаждается на металле равномерным слоем. Обычно этот слой составляет 5-20 мкм. При таком способе оцинковки производители, как правило, дают гарантию от сквозной коррозии кузова не менее 10 лет.
Гальваническую оцинковку редко применяют на бюджетных машинах, потому что это довольно дорого, а вот на машинах С-класса и выше она встречается довольно часто.
Лучший способ оцинковки — это горячее цинкование. Сухой заранее подготовленный кузов автомобиля просто опускают в ванну с горячим цинком. Температура расплава обычно от 500 до 4000°С. Такой термический способ обработки кузова самый лучший, но и самый дорогой. Применяют его далеко не все производители даже премиум-класса.
Цинковое покрытие в данном случае получается самым толстым и прочным. При незначительных повреждениях ЛКП место скола или царапины могут даже затянуться отложениями цинка — этот процесс называется самовосстановлением. В этом случае даже поврежденный кузов может не ржаветь 5-8 лет. Как правило, на машины, оцинкованные горячим способом, автопроизводители дают гарантию от сквозной гарантии 15 лет и больше.
Однако надо понимать, что даже самое лучшее цинкование не может защитить кузов от коррозии навечно. Если ЛКП целое, то всё хорошо, но если появился скол, царапина или другие последствия ДТП, то цинковое покрытие будет защищать металл от коррозии лишь до поры до времени.
Дело в том, что скорость коррозии цинкового покрытия в условиях атмосферы составляет около 3 мкм в год. В сельской местности там, где на дорогах нет агрессивной химии, соли и реагентов, цинковый слой держится дольше и разрушается примерно со скоростью 1-2 мкм в год, а в больших городах и агрессивных средах, скорость коррозии намного выше, от 3 до 7 мкм в год.
Многие думают, что цинк не ржавеет, но это не так. Коррозия съедает цинковое покрытие. Прелесть цинкового покрытия в том, что пока есть хоть не много цинка, металл ржаветь не будет. Говоря простым языком, цинк просто даёт вам время на подкраску и ремонт.
В общем, если у вас отслоилась краска, появился скол или царапина, то она может не ржаветь несколько месяцев или даже лет, но потом обязательно зацветет, так что с покраской всё-таки лучше не тянуть, потому что редко можно знать, как именно оцинкован кузов. Доказать или опровергнуть наличие оцинковки можно только экспериментальным путем или с помощью дорогостоящих лабораторных исследований.
Производители очень редко открывают эту информацию. Как правило, они ограничиваются общими фразами о том, что кузов оцинкован. А, как оцинкован, не говорят. Бывает односторонняя или двухсторонняя оцинковка. Иногда цинкуют только некоторые внешние панели кузова, а внутри цинка нет. Часто у бюджетников цинкуются только самые уязвимые места. Нередко при общей оцинковке, крыша остается неоцинкованной.
Порой машины слишком активно шлифуют на производстве и цинковый слой стирается. Иногда цинка нет на сварных швах. Нюансов очень много. Производитель всегда пытается сэкономить, чтобы конечная цена на автомобиль была максимально привлекательной — это надо понимать.
Если речь идет о покупке подержанной машины, то уповать на оцинковку не стоит тем более. Если машина была в авариях, то часто сами же владельцы экономят и покупают дешевые запчасти из дешевого металла без всякой оцинковки.
Что касается алюминиевых машин, то с ними всё ещё сложнее. Они не ржавеют привычным рыжим цветом. Они подвержены электрохимической коррозии. Она возникает в местах контакта разных металлов. Например алюминия и стали. Полностью алюминиевые автомобили — это пока всё ещё редкость. Часто используются алюминиевые панели, а каркас стальной. Или алюминиевые только капот, крылья, крыша и так далее. Вот в этих местах кузов и будет разрушаться и сыпаться в первую очередь. Без рыжего цвета. Коррозия алюминия похожа на металлическую перхоть.