Статистика штука упрямая. В марте продажи новых автомобилей выросли на 23% по сравнению с прошлым годом. Дилеры пировали. Особо наглые успели переписать ценники на машины, которые закупались по старым ценам до падения рубля. Менеджеры автосалонов ходили вольготно, продавали машины нехотя, потому что понимали — всё равно купят. Ситуация во многом напоминала ситуацию конца 2014 года.
Но пир закончился быстро. 30 марта все дилерские центры закрылись. И не открылись до сих пор. Акулы автобизнеса перевели продажи в онлайн, заработали онлайн-площадки производителей, но желающих купить новую машину не глядя единицы. Да и зачем спешить? Деньги, отложенные на машину ещё могут пригодиться. Очевидно, чёрные дни ещё впереди.
Впрочем, злорадствовать, как многие это делают в комментариях, я бы не стал. Дела в самом деле плохи. Чтоб вы понимали, зарплата менеджера автосалона примерно на 60-70 процентов зависит от продаж. Нет продаж и нет зарплаты.
Да и владельцам не позавидуешь. Простой даже небольшой площадки по продаже автомобилей — это убыток в примерно 700 000 рублей в месяц для владельца. А если речь о крупном автосалоне — убытки намного больше. И не у всех в загашнике есть такие суммы. Автобизнес — очень заккредитованная сфера.
Эксперты и сами владельцы автосалонов говорят, что после того, как всё кончится, мы недосчитается примерно трети дилеров. Ещё четверть будет в предсмертном состоянии.
Мало того, что сейчас денег нет, потом люди тоже не бросятся в автосалоны, потому что плохо всем, никто не богатеет за время самоизоляции. Сложно сейчас говорить о том, когда рынок восстановится. Более того, у нас примерно 50% машин покупалось в кредит, а теперь банки фактически перестали давать кредиты.
Так, для статистики. В ноябре 2014 года в России было 4075 дилерских центров. На середине октября 2019 года (то есть ещё до кризиса и после того как китайцы прилично расширили свою сеть) работало 3 323 официальных дилерских центра. За шесть лет рынок не восстановился.
Не восстановится он и сейчас. Потому что нет предпосылок к этому. Если раньше во многих даже небольших городах можно было видеть новые иномарки премиум-класса (какую-нибудь трешку BMW или Audi Q5), сейчас крутой машиной считается Крета. С завистью смотрят на тех, кто купил Haval F7 или Nissan Qashqai. А уж Мазда и Тойота — это для олигархов. Лада Веста стоит под миллион, а Патриот 1,4 миллиона. И как тут восстановишься?
И я ещё не затронул тему подержанных машин, которые были взяты автосалонами по трейд-ин. Если летом их на стоянках у дилеров было по 20-30 бэушек, сейчас у многих больше сотни машин. А это ничто иное как замороженные деньги, мертвый капитал, с которым нельзя ничего сделать. Не раздавать же машины сотрудникам автосалона вместо зарплаты, как в 90-ых колбасой зарплаты платили на мясокомбинатах.
Сейчас в комментариях начнется злорадство — зуб даю. Мол, так этим тунеядцам и надо. Типа, не нужны они были и до этого. Пусть поработают на нормальных работах, а не будут пенсионерам коврики по 10 тысяч впаривать. Не жалко. И так далее и тому подобное, кому на что эпитетов и сравнений хватит. У кого какая фантазия и воспитанность.
Но, братцы, если все эти люди пострадают и пойдут работать в другие сферы (возможно, в ваши) это будет хорошо? Или об этом никто не думает пока что? Зарплаты снизятся у всех из-за роста конкуренции на рынке труда. Как-то так. Жаль, что не удалось закончить на оптимистичной ноте.