В ноябре Госдума окончательно пересмотрела закон о бюджете на 2018 год и плановую стратегию бюджета на 2019 год. После того, как проект был трижды рассмотрен и в него внесли все необходимые поправки, 24 ноября он был утверждён.
В течение 2018-2019 годов ожидается постепенное укрепление макроэкономики, которое перейдёт от периода шокового состояния в результате внешнеэкономических факторов до постепенной адаптации и медленного развития стабилизационных механизмов. Чтобы это произошло быстрее и максимально успешно, необходимы изменения объёмов и целевых направлений расходной и доходной частей бюджета. Рассмотрим условно-утвержденные расходы на 2018-2019 годы далее.
Общие направления расходов на 2018-2019 год
Основные направления расходов, заложенные в законе, выглядят следующим образом:
Категория утверждённого направления | 2018 год (млрд руб.) | 2019 год (млрд руб.) |
Вопросы общегосударствен-ного значения | 1060,8 | 1050,6 |
Оборонная отрасль и военная сфера | 948,3 | 941,2 |
Национальная безопасность | 1262 | 1258,1 |
Экономика | 2080 | 1947,5 |
ЖКХ | 28,8 | 25,6 |
Экология и охрана окружающей среды | 78 | 79,5 |
Образование | 568,4 | 566,3 |
Культура | 88 | 80 |
Медицина и здравоохранение | 379,7 | 345,7 |
Социальная сфера | 4957,5 | 5049 |
Спорт | 54,9 | 33,7 |
СМИ | 67,9 | 66,3 |
Погашение долговых обязательств государства | 847,9 | 869,4 |
Межбюджетные перемещения в бюджеты субъектов и муниципальных единиц Федерации | 769,8 | 775,6 |
Из схемы можно легко определить приоритетные направления, указанные во время формирования потоков основных бюджетных средств, и сферы, которые будут находиться в депрессивном состоянии.
Многие государственные программы будут ужаты, что поможет обеспечить медленный, но стабильный рост федеральной экономики на протяжении ближайших двух лет.
Бюджет 2018
Проект выдержал 3 пересмотра в Госдуме и был незначительно трансформирован. По инициативе депутатов размер доходной части был увеличен до 15,258 трлн руб, а расходы составили 16,529 трлн руб.
Законопроект был составлен на основе планового документа о бюджете 2017-2019 годов, но после корректировки доходно-расходная часть возросла на 1,5 трлн руб.
В принципе формирования появилось существенное новшество: начиная с 2018 года все доходы нефтегазовой промышленности, которые превысят запланированный бюджет, будут дополнять государственные финансовые резервы.
Значительно снизятся государственные вливания в ипотеку и арендное жильё, экспорт и международную кооперацию, снизятся и расходы на сферу ЖКХ.
Бюджет 2019
Полная сумма бюджетных средств, которая запланирована на 2019 год, составляет 15,54 трлн руб. доходов и 16,38 трлн руб. расходов.
На данный момент выработана тактика, по которой для покрытия бюджетного дефицита в 2019 году не будет задействован Резервный фонд. Вместо него разницу будут уменьшать за счёт Фонда национального благосостояния.
В этом периоде произойдёт снижение расходов, направляемых на развитие здравоохранения, образования и международных торговых связей. Приоритетным выбрано экологическое направление, поэтому сфера охраны окружающей природной среды получит больший приток средств по сравнению с предыдущим годом.
Как сильно скажется такое решение на каждой из названых отраслей и сфер, во многом будет зависеть и от уровня инфляции, который может фактически снизить заложенные суммы.
Факторы влияния
На разработку проекта и воплощение плана бюджета оказывали влияние как внешние, так и внутренние факторы, основные из которых:
- Характеристики мирового экономического процесса. В 2018-2019 году ожидается продолжение темпов роста мировой экономики, что не сулит экономике РФ резких позитивных изменений.
- Предвидится дальнейшее падение спроса на товары, предлагаемые российскими производителями, что повлияет на их ценообразование.
- Не ожидается отмена санкций в течение следующих двух лет, что непосредственно отразиться на конъюнктуре ценообразования на нефть и нефтепродукты. Стоимость 1 барреля на протяжении 2018-2019 годов будет стабильно держаться на отметке 40 долл.
- Внутренняя экономика может начать процесс стабилизации после шокового падения 2015-2016 годов. Это должно повлечь за собой заметное снижение темпов инфляции, обеспечивая стабильность курса рубля по отношению к доллару.
Все меры по формированию бюджета направлены на сокращение разрыва между доходами и расходами. Механизм, который должен понизить дефицит, заключается в сокращении расходов при максимально допустимом увеличении доходной части.
В 2018 году дефицит бюджета должен быть уменьшен на 1% по сравнению с предыдущим годом (его сумма составит 1,98 трлн руб.), и ещё на 1% в 2019 (до суммы в 1,13 трлн руб.).
Рассматривается также вариант изменения бюджетной политики, что повлияет на принципы бюджетообразования. Это связано с форсированным реформированием экономики РФ, начавшимся с 2014 года. Повлиять на формирование и окончательный вариант бюджета 2019 года могут и назначенные на начало 2018 года выборы, которые повлекут за собой изменения состава в Госдуме и приоритетные направления политики государства.
Утвержден бюджет на три года: видео
[fvplayer id=»76″]