Так получилось, что у меня много бизнесменов и предпринимателей среди знакомых. Вчера был у знакомого мебельщика, который делает столы и стулья для всей страны. До этого встречался с местным воротилой бизнеса общественного питания. А пока писал статью, позвонил ещё троим. Кратко пересказываю, как идут дела у бизнеса в кризис после пандемии.
Мебельщик рассказал, что дела идут не шибко хорошо. Магазины были закрыты два с лишним месяца, новых заказов почти не было, производство тоже приходилось закрывать. Сначала было плохо, но потом добились поддержки отрасли у местного правительства.
Сейчас работают даже больше, чем работали зимой. Делают заказы, которые не успели сделать до закрытия, плюс новые пошли активно. Вообще, как он говорит, "сейчас надо ловить любую возможность сэконосить, быть лучше и эффективнее других, чтобы выжить и вырасти. Пока одни разоряются, другие наращивают производство. Мне кажется, что я отношусь к тем самым "другим". Мы же общаемся с коллегами, не у всех дела идут хорошо, но кризис — это такое время, когда можно быстро умереть, а можно и быстро вырасти".
***
До этого встречался с человеком, который занимается питанием детей в детских садах и школах. "Время тяжелое было, потому что не понимали, сколько продлятся запреты, сколько будут не работать школы и сады. Когда стало понятно, что это не на две недели, начали думать, как сохранить бизнес … решили работать на доставку готовой еды на дом. Цены у нас были ниже, чем в ресторанах и кафе, а порции сбалансированные. Мы же для детей обычно готовим, там соблюдены все пропорции по жирам, белкам и углеводам. Заключили договора на поставку горячего питания на производства, которые частично работали".
Ещё до пандемии у них была масштабная стройка и вложения в расширение бизнеса. Это, по его словам, как раз укрепило их позиции, а не наоборот. Техника была заменена на современную экономичную, был сделан ремонт, было не стыдно показать людям видео и фото того, как готовится еда. В общем, хоть сейчас доходы и не сильно высокие, кризис помог найти новых клиентов и расширить сферу деятельности, что в будущем должно привести к росту доходов.
***
Ещё один приятель имел несколько магазинчиков в деревнях. Деревня, как он говорит, это вообще другой мир. "Люди верят телевизорам и запуганы гораздо больше, чем горожане. Сказали сидеть дома, они и сидят, даже в магазин не ходят. А ещё образовалась проблема с автобусами. Если раньше Газель ходила до города раз в час, то теперь всего два раза в день: утром и в четыре часа дня. И то была полупустая, работала себе в убыток, никто никуда не ездил.
И тут мне в голову пришла идея — я купил автолавку и начал сам ездить по глухим деревням, продавая по магазинным ценам самое необходимое: крупы, хлеб, колбасы, туалетную бумагу, маски (куда ж без них). Короче этакий сельмаг на колёсах. И, если честно, открыл золотую жилу. Чтобы не было очередей и люди не толпились, проезжаю по всей деревне, останавливаюсь через каждые пять домов. А ещё люди стали заказывать продукты через меня. Кому колбасы, кому масла. Помощник стал записывать в ноутбук и формировать заказы по пакетам заранее. Так как денег за доставку не брали, продукты были по цене, как в магазине.
Уже сейчас в деревнях по сути нет никаких ограничений, но люди уже так привыкли, что я со своей автолавкой приезжаю раз в 3 дня и привожу все необходимое к дому, что покупают у меня все больше и больше".