Четверг, 3 сентября, 2020
Авто

Почему турбированный мотор экономичней атмосферного только по паспорту, а по факту часто оказывается, что нет (на пальцах)

Почему турбированный мотор экономичней атмосферного только по паспорту, а по факту часто оказывается, что нет (на пальцах)
8Views

Если вы не хотите лезть в технические подробности, то всё, что вам нужно знать — это то, что при спокойной езде на невысоких оборотах турбомотор экономичнее атмосферного. Но на оборотах выше средних аппетит турбомотора может становиться даже больше, чем у атмосферного, примерно на 30%. Проблема в том, что тяжело ездить на турбомоторе, как "овощ", поэтому показатели расхода топлива в реальности несильно отличаются от атмосферных.

В теории турбомотор в самом деле эффективнее. Если не хочется и не можется вспоминать физику, то давайте вспомним шашлыки. Когда угли остывают, мы их раздуваем специальным веером или чем-то ещё. Раздуваем = нагоняем больше воздуха = больше кислорода, который и поддерживает горение. В итоге угли вновь разгораются и снова появляется жар.

То же самое происходит в турбомоторе. Если в атмосферном моторе давление в цилиндре, когда поршень находится в нижнем положении, не больше атмосферного (воздух сам заходит в цилиндр под действием разряжения), то в турбомоторе давление больше атмосферного, потому что он нагнетается турбиной или нагнетателем (в зависимости от производительности турбины и степени наддува в цилиндры может нагнетаться в 1,5-2, а то и три раза больше воздуха).

В итоге в цилиндре больше воздуха, горение происходит активнее, выше температура, топливо сгорает почти полностью, КПД увеличивается, меньше вредных выбросов. Результатом всего этого является то, что для совершения запланированной работы требуется меньше топлива. Как итог — объем турбомоторов меньше при тех же характеристиках.

При спокойной езде турбомотор в самом деле экономичнее. Основная причина этой экономичности как раз в том, что турбины на современных гражданских машинах настроены таким образом, что начинают раскручиваться с самых малых оборотов, выдавая максимальный крутящий момент на очень низких оборотах, на которых атмосферник, говоря простым языком, просто не едет. А чем ниже обороты двигателя, тем меньше взрывов происходит в цилиндрах за одно и то же и время.

Если грубо, то секрет экономичности турбомоторов в том, что, во-первых, они работают на более низких оборотах, чтобы выдать тот же крутящий момент, что и атмосферный мотор, во-вторых, объем цилиндров турбомотора меньше, чем у атмосферного, соответственно и бензина нужно меньше.

..

Но есть два нюанса. 1. Турбомотор — это провокатор. Сложно ездить медленно и спокойно, когда знаешь, что у тебя под педалью огромный запас тяги и мощности. 2. Так как тяги у турбомоторов намного больше, чем у атмосферных моторов, и эта тяга равномерна размазана по большому диапазону оборотов (так называемая "полка" крутящего момента), а мощность — это произведение количества оборотов коленчатого вала на крутящий момент, при высоких оборотах компьютер начинает готовить такую смесь, чтобы выдать как можно больше этой самой мощности и крутящего момента. В результате при напористой езде расход топлива турбированного мотора может быть на треть больше, чем у атмосферного той же мощности.

Для тех, кто не понял, постараюсь объяснить проще. Снова вспомним шашлыки. Если угли не раздувать, они будут очень долго тлеть. Если же их постоянно раздувать, она сгорят и превратятся в пепел намного быстрее. То есть в зависимости от количества поступаемого кислорода, который содержится в воздухе, одно и то же количество топлива может сгорать быстрее или медленнее.

Если вы жмете на газ до упора (или просто держите высокие обороты двигателя) в машине с турбомотором, в цилиндры впрыскивается больше топлива, чем впрыскнулось бы в цилиндры атмосферного мотора по той простой причине, что в атмосферном моторе все это топливо не смогло бы сгореть, а в турбированном, благодаря нагнетаемому воздуху, может.

Закончить остается тем, с чего я и начал. Турбомотор экономичнее атмосферника на небольших оборотах при спокойной езде. А вот на ускорениях и при активной езде, турбомотор может быть даже прожорливее атмосферного.

Ещё интереснее:

Сравнил характеристики моторов, которые были 15 лет назад и сейчас на одной и той же машине

"С какого давать таксисту на чай?" — оставлять или все-таки не оставлять чаевые водителю

4 проверенных способа начать зарабатывать на своем транспорте