Ощущая тяжёлое дыхание мирового экономического кризиса, латвийские официальные лица бьют в набат и заваливают российских коллег письмами и запросами, основным лейтмотивом которых является сакраментальный украинский вопрос «а нас за что?».
Как пишет Вaltnews, Минсообщения Латвии направило в Россию письмо с просьбой возобновить грузопоток в республику, а зам. госсекретаря Министерства сообщения Улдис Рейманис в качестве руководителя транспортной рабочей группы Россия – Латвия направил письмо помощнику министра транспорта России Юрию Петрову, в котором пожаловался на излишнюю забюрократизированность процедуры таможенного оформления грузов на российской границе.
Так и тянет задать вопрос латвийским чиновникам: «а где вы, собственно говоря, были раньше?» Ждали пока ситуация станет полностью катастрофической, надеясь, что незлопамятные и отходчивые русские простят вам потоки грязной лжи и откровенного хамства, которым вы потчевали их все последние десятилетия? Не сложилось.
«В октябре российская сторона не согласовала 94% от запрошенного количества угольных грузов – клиенты рассчитывали получить в порты Латвии более 4800 вагонов с углем, однако было согласовано лишь 279. В ноябре российская сторона не согласовала 100% запрошенного объема, то есть доставку угольных грузов прекратили полностью», — говорится в материале Вaltnews.
Ещё недавно министр иностранных дел Эдгар Ринкевич заявил, что в отношениях с Россией действует так называемый принцип двусторонности или двух подходов: первый заключается в принципиальной позиции по политическим вопросам, второй – в возможности сотрудничества без нарушения политических принципов. Как они себе это представляют?
«Латвия так упорно, настойчиво и демонстративно рвала все связи с Россией, с таким упоением нападала на нас в ОБСЕ и ПАСЕ, так увлеченно вкладывалась в любую затею западного альянса, нацеленную на ухудшение отношений с Москвой, что Россия должна была на это отреагировать — и начала реагировать задолго до украинского кризиса. На что рассчитывали в Риге — непонятно. Полагаю, просто не думали о последствиях своей политики и риторики. И получили то, что не могли не получить. Если же у латвийских министров и экономистов есть вопросы, пусть адресуют их главе МИД Латвии и горячему стороннику политической войны с Россией. Может быть, он найдет грузы для латвийских железных дорог и рижских портов», — пишет об этом известный российский политолог и член Совета Федерации Алексей Пушков.
А теперь, когда двуличная политика провалилась, Рига, пытаясь сохранить хорошую мину при плохой игре, запрещает собственному бизнесу напрямую обращаться к российским партнёрам. Главе латвийского дипломатического ведомства не понравился тон письма, которое латвийские портовики хотели направить в Россию. Он, по мнению Ринкевича, был не только просящим, но и «просто неприемлемым для суверенного государства».
«Циркулируют всевозможные идеи, есть компании и предприниматели, которые думают, что по-прежнему достаточно политически преклониться, поцеловаться, и бизнес продолжается, эти люди, вероятно, застряли в начале 90-х», – заявил Эдгар Ринкевич.
А пока латвийская политическая элита «собачится» с местным бизнесом только за этот год грузопоток во всех латвийских портах сократился: Лиепайский порт за десять месяцев текущего года перевалил на 10% меньше грузов, чем в прошлом году, Рижский – на 27%, а Вентспилсский – на 40%. В общем и целом порты, как и вся латвийская экономика, находятся в кризисном положении.
А причина проста: решение России переориентировать грузопоток на отечественные порты — это расплата за долгие годы откровенно русофобской политики Латвии как внутри страны так и на международном уровне.