Многие полагают, что обслуживание транспортного средства — не такая простая задача. На самом деле, каждый владелец сегодня может без проблем обнаружить базовые неисправности. Для этого порой даже не нужно находить яму и открывать капот. Например, многие могли сталкиваться с ситуациями, когда из выхлопной трубы шел дым необычного цвета — черный, густой белый или сизый. О чем может говорить такое явление и как вовремя обнаружить поломку?
Отработавшие газы появляются в цилиндре мотора во время сгорания топливо-воздушной смеси. Если процесс идет некорректно, то дым из выхлопной трубы начинает приобретать характерный оттенок и даже запах. Среди основных причин можно выделить неполное сгорание топливо-воздушной смеси и попадание в камеру сгорания посторонних технических жидкостей. К большому сожалению, не всегда можно связать цвет и запах дыма с определенной поломкой, но небольшая закономерность все же есть. Неполное сгорание смеси происходит из-за неправильной пропорции — слишком богатая или скудная. Есть еще одна причина — снижение компрессии в цилиндрах. Как правило, при таком дефекте из выхлопных труб идет дым от светло-серого до темно-серого и даже черного цвета. Особенно заметно это на дизельных двигателях, так как они работают в широком диапазоне соотношения смеси. Изменение цвета может сопровождаться появлением запаха топлива. Если смесь богатая, дым становится почти черным, если бедная — светлая. Среди виновников можно найти много факторов — неисправность деталей в топливной системе, потеря герметичности системы впуска и прочее.
Если появляется дым сизого цвета, это говорит о том, что в цилиндрах сгорает масло. В камеру сгорания данная жидкость может попадать по разным причинам — износ поршневых колец или всей группы цилиндров. Сюда же можно отнести и износ маслосъемных колпачков. Такой дефект ярко проявляет себя. Объясняется это тем, что при простое автомобиля масло начинает скапливаться в цилиндре. При пуске двигателя весь накопленный объем моментально сгорает. Во время работы мотора масло почти не просачивается в цилиндр. Если сизый дым постоянно выходит из выхлопных труб, это означает только одно — масло в большом количестве проникает в цилиндры. Здесь нужно проверять стенки самых цилиндров или поршневые кольца. Есть еще одна причина — система вентиляции картерных газов. Из-за неисправности она начинает быстро перегонять масло во впускную систему мотора, в результате чего жидкость моментально накапливается и не может уходить.
Если в камеру попадает антифриз, из трубы идет постоянный белый и густой дым. И тут может быть большое количество причин поломки — трещины в блоке цилиндров или головке блока, повреждение прокладки ГБЦ. Иногда белый дым может наблюдаться при прогреве двигателя в пасмурную погоду. И дело здесь в обычном конденсате. Порой можно наблюдать, как из выхлопной трубы вместе с дымом выходит вода — это тоже следствие данного явления. Однако, дым остается ненадолго, через некоторое время он полностью исчезает. Если автомобиль оснащен дизельной силовой установкой и во время движения повалил густой белый дым, это говорит о работе системы регенерации сажевого фильтра. Паниковать не стоит — процесс может длиться до 5 минут. Это нельзя отнести к поломкам, так как это особенность работы данной системы. По непонятным причинам, система самостоятельно выбирает, когда ей нужно проводить процедуру, и тем самым пугает неопытных автомобилистов.
Итог. Появление дыма из выхлопной трубы автомобиля часто может говорить о поломках. Следует сразу провести диагностику, чтобы исключить возможную опасность.