Наша страна со времен Петра Великого была мощной судостроительной державой. Мы никогда не были лидерами в мире, это правда, но всегда были в первых рядах, и строили вполне современные по меркам своего времени суда. Это касается и Российской Империи, и Советского союза.
Но, по каким-то причинам, мы никогда не предпринимали попыток сосредоточить производство судов любых типов на своей территории, и никогда не гнушались заказом строительства на зарубежных верфях.
Например, один из мощнейших крейсеров Российского Императорского флота – бронепалубный крейсер «Богатырь», участвовавший в Русско-японской и Первой мировой войне, был построен в Германии, компанией Вулкан. Впрочем, последующие суда этого проекта, строились уже в России. Крейсер Светлана строился во Франции, “Боярин” в Дании.
В советское время эта традиция продолжилась, с той лишь разницей, что военные корабли СССР строил сам (хотя были и исключения), а вот значительную долю гражданских судов СССР заказывал за рубежом, чаще всего в странах СЭВ, но и капиталистическими державами не брезговал.
Можно спорить, оправдано это было или нет, тем более что теперь то мы знаем как нас в итоге кинули различные “братишки” по СЭВ, отплатив предательством за то, что наша страна давала их странам деньги и работу, променяв собственное судостроение на джинсы и жвачку.
Впрочем, мы ведь тоже чуть не сделали то же самое – чуть не лишились своего судостроения. Но вовремя одумались. Но не просто одумались, а еще и сделали выводы.
Россия планомерно и уверенно не только возрождает судостроение, но делает это с упором на собственные силы.
Конечно, судостроение – сложнейшая высокотехнологичная отрасль. Сделать вс и сразу невозможно. Но вот вам просто один пример:
Для снабжения нефтяных добывающих платформ (которые, к слову, давно строятся в России), необходимы специальные суда снабжения. В северных широтах, особенно в Арктике, суда снабжения должны еще и ледовым классом обладать.
До сих пор наша страна такие суда не строила. Впрочем, это ведь не удивительно, да? Мы же с вами знаем, то цель власти – тупо выкачивать нефть из наших недр, и какая разница делать это с помощью импортных судов или отечественных? Проще купить и не отвлекаться на чепуху, правда?
Да, например для работы на проекте Сахалин-2, были заказаны 4 судна снабжения добывающих платформ проекта Aker ARC 121 (Геннадий Невельской, Степан Макаров, Фёдор Ушаков, Евгений Примаков). Их построили на верфи Arctech Helsinki Shipyard, Финляндия.
Судно снабжения добывающих платформ проекта Aker ARC 121 “Степан Макаров”
Тем более что 100 % акций Arctech Helsinki Shipyard принадлежит российской «Объединенной судостроительной корпорации». Да даже СССР не брезговал заказывать в Финляндии строительство ледоколов, например там построены атомные ледоколы “Вайгач” и “Таймыр”.
Но нет! Ныне Россия не хочет наступать на те же грабли, поэтому постепенно осваивает производство судов любых типов.
15 декабря по всем СМИ прошла новость о спуске на воду нового судна снабжения “Катерина Великая” проекта BSV 10022 AH
Судно снабжения “Катерина Великая” проекта BSV 10022 AH/ Источник фото: Судоверфь «Звезда»
Это аналог судов, которые мы строили в Финляндии, но чуть побольше, да и ледовый класс получше.
Кроме того, на “Звезде” заложены еще три таких судна:
Заводской № 562002 — заложено 08.09.2017 — «Святая Мария»
Заводской № 562003 — заложено 08.09.2017 — «Александр Невский»
Заводской № 562004 — заложено 08.09.2017 — «Владимир Мономах»
Суда проекта BSV 10022 AH предназначены для неограниченного района плавания, в том числе в сложных климатических условиях, и выполнения множества операций: перевозку грузов к морским объектам, ледокольных операций, контроля ледовой обстановки, спасения, сопровождения, пожаротушения, буксировки крупных объектов, перевозки контейнеров на главной палубе.
И таких примеров очень много. Например, строительство рыболовецкого флота сегодня почти полностью перемещено в Россию. В России ведется строительство круизных судов, в том числе и таких гигантов как суда проекта PV300 – таких мы не строили с 60-х годов. Танкеры, сухогрузы, научные суда. Все это теперь строится в России.
Благодаря строительству супер-верфи “Звезда” теперь в России строятся и танкеры класса Афрамакс, и даже газовозы, для перевозки СПГ. Хотя и это раньше мы покупали за рубежом.
Конечно, работы еще много, не у всех судов большой процент локализации, часто используются импортные двигатели. Но с чего-то надо начинать, постепенно подтягивая локализацию.
Важна стратегия – а она сегодня, очевидно, направлена на развитие России как одной из крупнейших судостроительных держав мира.