Бюджет России на 2021 год и плановые 2022-2023 гг. утвержден Федеральным законом № 385-ФЗ, подписанным Президентом 8 декабря 2020 года. В основных цифрах впервые за три года наблюдается дефицит – расходная часть превысит доходную. Подобная картина объясняется множеством факторов: коронавирусными ограничениями, экономическим локдауном, вынужденными дополнительными расходами на меры поддержки государства для граждан и экономики в целом. Причем Министр финансов Антон Силуанов прогнозирует такую тенденцию как минимум до 2024 года.
Общие характеристики
Главный финансовый документ России на 2021 год базируется на объеме ВВП 115 533 млрд руб. и инфляции не более 3,7%. С учетом указанных значений основные бюджетные показатели выглядят так:
- доходы – 18,77 трлн руб.;
- расходы – 21,52 трлн руб.;
- дефицит – 2,75 трлн руб. (2,4% ВВП или 12,8% от суммы расходов);
- экономический рост – 3,3%.
Большую часть средств (около 2,74 трлн руб.) на финансирование дефицита бюджета планируется получить в 2021 году внутри страны – посредством заимствований в виде облигаций. Необходимый остаток суммы – за счет Фонда национального благосостояния России и внешних заимствований (в виде иностранных кредитов и размещения ОФЗ).
Валютный курс на 2021 год прогнозируется 72,4 руб./1 долл., на 2022 и 2023 годы – 73,1 и 73,8 рублей соответственно. Несмотря на тенденцию к умеренному ослаблению курса в долгосрочной перспективе, власти говорят о сохранении стабильности национальной валюты в реальном эффективном выражении. Это должно поддерживать конкурентоспособность экономики страны и способствовать наращиванию объемов несырьевого экспорта.
Из чего будут складываться доходы
В 2021 году нефтегазовые доходы останутся основным источником пополнения бюджета и принесут 6 трлн руб. или 31,9% общего объема (почти каждый третий рубль). В целом до 2023 года прогнозируется повышение их доли к общему объему ВВП до 5,6% (на фоне 4,8% в 2020 году). Например, отмена льгот по экспортной пошлине и налогу на добычу полезных ископаемых в нефтяной отрасли принесет дополнительно не менее 200 млрд руб.
Среднегодовая цена барреля нефти марки Urals заложена в бюджете на уровне 45,3 долл. Но все расчеты в документе базируются на цене 43,3 долл. Дополнительные доходы, полученные от разницы, будут направлены в Фонд национального благосостояния.
Средняя стоимость барреля российской нефти в 2019 г. составляла 63,8 долл., в сентябре 2020 г. – 41,8 долл.
Поступления в казну из других сфер принесут в 2021 году 12,8 трлн руб. (около 11% ВВП), в том числе за счет:
- внутреннего и импортного НДС – 4,5 и 3,1 трлн руб.;
- налога на прибыль – 1,2 трлн руб.;
- внутренних и импортных акцизов – 951 и 105 млрд руб.;
- ввозных пошлин – 701 млрд руб.;
- НДФЛ – 60 млрд руб.
Дополнительное поступление средств в бюджет России обеспечат следующие меры:
- повышение ставки НДФЛ до 15% (при годовом заработке более 5 млн руб., но увеличенная ставка будет взиматься только с суммы превышения);
- налогообложение доходов граждан по крупным банковским вкладам (за вычетом необлагаемой суммы процентов);
- увеличение на 20% акцизных ставок на табачную продукцию;
- рост налога на добычу металлов и удобрений.
Основные статьи расходов
По расходам бюджета можно судить о приоритетах власти относительно развития России. При формировании документа на 2021 год Правительство ориентировалось на 2 основных вектора:
- Социальные государственные обязательства перед населением;
- Национальные цели развития, определенные Президентом РФ.
В бюджете 2021 года предусмотрено сокращение общих расходов. Если в 2020 году они составляли 23,7 трлн руб., то на текущий год запланировано потратить 21,52 трлн руб. Первая шестерка расходных статей выглядит так (в триллионах рублей и в процентах от общего объема расходной части):
- социальная политика – 5,6 (26%);
- национальная экономика – 3,3 (15,5%);
- национальная оборона – 3,1 (14,5%);
- нацбезопасность и правоохранительная деятельность – 2,5 (11,4%);
- национальные проекты – 2,2 (более 10%);
- общегосударственные вопросы – 1,6 (7,4%).
Таким образом, на 2021 год складывается уже почти традиционная картина, когда социальные траты практически равны бюджетным тратам на содержание силовиков и армии.
Среди других особенностей расходной части бюджета:
- Существенное сокращение трат на чиновников (раздел «Общегосударственные вопросы). По сравнению с 2020 г., когда в эту статью было заложено 3,6 трлн руб., суммы сократятся более чем в 2 раза – до 1,6 трлн руб.
- Рост затрат на здравоохранение. Из бюджета выделят на 15% больше по сравнению с предыдущим годом – 1,1 трлн руб. Так, дополнительные 138,1 млн руб. получит Федеральное медико-биологическое агентство на мероприятия, связанные с разработкой вакцины против коронавируса.
- Увеличение финансирования для СМИ. Общая сумма составит 0,5% расходов или 102,8 млрд руб. Так, Первому каналу государство выделит на 6 млрд руб. больше, ВГТРК – на 3,6 млрд руб., Russia Today – на 776 млн.
В бюджете России 2021 года предусмотрена индексация пенсий по старости с 1 января на 6,3% и социальных пенсий с 1 апреля на 2,6%. Кроме того, будет проиндексирован на 3,7% материнский капитал. Выплата на первого ребенка составит 483 882 руб. (+17 265 руб.), на второго – 639 432 руб. (+22 815 руб.), размер доплаты на второго (если маткапитал был ранее оформлен на первенца) – 155 550 р.
Все указанные выше цифры не являются окончательными. В течение 2021 года Правительство может внести корректировки с учетом фактического исполнения бюджета.