Дальний Восток столкнулся с острейшим за последние годы дефицитом топлива. Проблема не может решиться уже на протяжении месяца. Вместо того чтобы принимать оперативные решения и стимулировать строительство новых мощностей по производству бензина, Министерство финансов приняло решение затормозить реализацию проекта мегазавода, способного покрыть дефицит топлива.
В различных российских информационных агентствах, в частности в “Интерфаксе”, появились сообщения о том, что АЗС Иркутской области испытывают нехватку моторного топлива. Некоторые сети, например “Крайснефть”, и вовсе приостановили продажу бензина марки АИ-95. Судя по всему, данная ситуация в Иркутской области является следствием топливного коллапса, который случился в ДФО.
Уже практически целый месяц власти на Дальнем Востоке не могут разрешить топливный кризис. Несмотря на то что губернаторы отчитались о возобновлении бесперебойных поставок бензина на АЗС, местные жители продолжают стоять в очередях на заправках.
Чиновники этому нашли объяснение. Якобы из-за продолжающегося ажиотажа перекупщики берут за раз по 200 литров бензина (максимально разрешённый объём), после чего продают его по объявлениям. По этой причине бензин на АЗС заканчивается быстро, а подвозить его не успевают.
Кризис не стал неожиданностью
В целом это объяснение выглядит правдоподобным. Во всяком случае, Хабаровский НПЗ возобновил производство 1800 тонн бензина в сутки. Тем не менее, даже если топливный кризис и близится к завершению, сохраняется хроническая проблема дефицита бензина на Дальнем Востоке.
Потребление моторного топлива на Дальнем Востоке составляет порядка 6-7 млн тонн в год. Из этого объёма только половина производится в регионе. Всё остальное завозится с НПЗ Сибири и Урала. В ДФО работают только два крупных нефтеперерабатывающих завода: в Хабаровске и Комсомольске-на-Амуре. Таким образом, Хабаровский край является нетто-экспортёром топлива в иные регионы ДФО. В основном, конечно же, в Приморский край.
Во второй половине января работа Хабаровского НПЗ остановилась. Руководство заявило, что на заводе проходят плановые ремонтные работы. Впрочем, по другой информации, на производстве случилась небольшая авария. Однако не имеет значения, что произошло на самом деле.
Главное здесь другое: при любых форс-мажорных обстоятельствах не должны страдать люди. Соответственно, власти обязаны быть готовыми к любым нештатным ситуациям. Особенно в ДФО, где проблема дефицита топлива не является ни для кого секретом.
В высоких кабинетах любят часто заявлять о необходимости ускоренного развития Дальнего Востока. Однако, как видим, в регионе не решены базовые проблемы топливно-энергетического комплекса. Чуть отвлекаясь от темы бензина, отметим, что в таких значимых для российской экономики городах, как Ванино и Советская гавань, до сих пор не проведена газификация, топливом для отопления является очень дорогой мазут.
Выход есть
Проблема хронического дефицита топлива имеет решение. Уже на протяжении 15 лет существует проект строительства Восточного нефтехимического комплекса (ВНХК) в Находке. Этот мегазавод способен не только покрыть дефицит бензина в ДФО, но и направить существенные объёмы продукции нефтепереработки и нефтехимии на экспорт.
Однако нынешнее налоговое законодательство в нефтяной отрасли не позволяет начать реализацию проекта, которому нужны индивидуальные налоговые льготы. А этот вопрос в обязательном порядке должен быть согласован с Министерством финансов. Но Антон Силуанов не спешит предоставлять стимулы для ВНХК. Судя по всему, бухгалтерские расчёты не позволяют Силуанову взглянуть на российскую экономику дальше чем на ближайшие три года. Министр финансов не понимает одной простой вещи: федеральный бюджет после запуска ВНХК получит гораздо больше, чем потеряет.
О необходимости строительства ВНХК говорят все. Недавно полпред президента на Дальнем Востоке Юрий Трутнев поддержал предложение о строительстве. Ранее то же самое сделал вице-премьер Юрий Борисов. Непреклонным остаётся лишь один человек – Антон Силуанов.
Либерально-монетаристский подход Силуанова к экономике переходит все грани разумного. Даже если экономический эффект от проекта был бы ниже недополученных доходов бюджета, ВНХК всё равно был бы необходим. В первую очередь людям, которые живут на Дальнем Востоке. Именно принципом заботы о рядовом гражданине, а не о параметрах бюджета должны озаботиться все чиновники в целом и Антон Силуанов в частности.