Среда, 19 мая, 2021
Новости

Люфтваффе, превращенное в посмешище – как НАТО без авиации осталось

Люфтваффе, превращенное в посмешище – как НАТО без авиации осталось
6Views

В прошлых наших сюжетах мы достаточно подробно рассмотрели состояние парка боевой авиации Пентагона. Однако, как известно, мощь основного военного противника нашей страны – блока НАТО составляют не только армии Соединенных Штатов. Есть ведь еще и вооруженные силы партнеров США по Североатлантическому альянсу – европейских стран. С представителями многих из них нашим предкам не раз и не дважды приходилось встречаться на поле боя. А как сейчас обстоят дела с военно-воздушными силами американских союзников в Старом Свете? Сейчас мы вам расскажем!

Начнем, пожалуй, с сухих, но совсем не скучных цифр. По оценкам военных аналитиков, боевая авиация стран НАТО в 2020 году включала в себя 21 047 бортов. Много? Страшно? Не торопитесь с выводами. Во-первых, в это количество входит буквально все, что может летать – от истребителей и стратегических бомбардировщиков до учебных самолетов и крылатых заправщиков. Вертолеты тоже входят – как боевые, так и транспортные. Во-вторых, из этого действительного немалого числа 13264 единицы приходятся как раз на США! 385 принадлежат Канаде. На долю всех прочих армий Альянса остается, как несложно подсчитать, 7398 единиц авиационной техники. Причем 1055 из них находятся в ВВС Турции, которую сегодня к НАТО можно отнести постольку-поскольку. Собственно говоря, к действительно европейским ВВС принадлежат 6343 борта. Уже не так внушительно, согласитесь…

Но это – чисто количественное выражение. Поговорим теперь о качестве крылатых машин Североатлантического военного блока. Абсолютное большинство их укомплектовано в качестве основной боевой машины многоцелевыми истребителями-бомбардировщиками производства США F-16 Fighting Falcon. Ну, об этих «соколах ощипанных» и о том плачевном состоянии, в котором они пребывают даже в родной, американской авиации, мы вам уже рассказывали. Тем не менее, эти машины имеют на вооружении Бельгия, Дания, Голландия, Португалия, Норвегия, та же Турция… Список можно продолжать долго. Некоторые страны, как, к примеру, Румыния при этом умудряются покупать относительно «малопоношенные» F-16 у своих «старших товарищей» по блоку. В данном конкретном случае – у Португалии.

Кстати, параллельно с этим абсолютное большинство перебежавших в НАТО из Организации Варшавского договора стран Восточной Европы продолжают использовать и авиационную технику, доставшуюся им «в наследство» от боевого содружества с СССР. Так поступают та же Польша, эксплуатирующая одновременно F-16 и МиГ-29, но при этом рвущаяся «пересесть» на F-35. Болгария, где история с поставками американских истребителей превратилась в скандальную и бесконечную «мыльную оперу», пока летает и на все тех же МиГ-29 и Су-25. Впрочем, это еще что – те же румыны пор сей день имеют в составе натащенные из Болгарии и Венгрии МиГ-21, правда, говорят, «очень модернизированные»! Каково в реальности состояние все этих самолетов, покинувших конвейеры еще советских авиазаводов бог знает сколько лет назад, каждый может догадаться сам…

Впрочем, все эти «воздушные флоты» имеют для НАТО немногим большую ценность, чем ВВС Прибалтики, в которых числится два десятка бортов на троих, среди которых нет ни единого боевого самолета… Единственными действительно боеспособными военно-воздушными силами сегодня в Европе обладают Франция, и, как принято считать, Германия. Оба этих государства не зависят от США в плане поставок боевых самолетов, поскольку производят их самостоятельно. Во Франции основу ВВС составляют Dassault Mirage, замененные в 2007 году на более современные Dassault Rafale. Правда, новые «Шквалы» являются многоцелевыми истребителями, так что роль бомбардировочной авиации (в том числе и для доставки ядерного оружия) продолжают играть старые добрые «Миражи».

Что касается Германии, то там ВВС по сей день носят название, вызывающее в каждом из нас негатив, так сказать, на генетическом уровне – Люфтваффе. Что ж, когда-то летавшие под этим именем стервятники и вправду были способны своими бомбами стирать с лица земли целые города, что и делали без малейших угрызений совести. Однако сейчас… Не могу сказать, что данный факт вызывает у меня глубокое сожаление, но вынужден констатировать – некогда грозные Люфтваффе стали похожи, скорее, на анекдот, чем на военную силу. Нет, бомбить они продолжают… Но вот кого и как – другой вопрос. Буквально в самом начале марта нынешнего года принадлежащих ВВС Германии истребитель-бомбардировщик Tornado должен был произвести учебное бомбометание на полигоне Нордхорн, расположенном у самой границы с Нидерландами.

Что нашло при этом на пилота – доподлинно неизвестно. То ли просто заблудился, то ли решил, что сейчас май 1940 года и самое время вдарить по Роттердаму… Как бы то ни было, две имитационные бомбы этот гений преспокойно вывалил вовсе не на учебные цели, а очень даже далеко от полигона – чуть ли не на голландской территории. Представители Бундесвера при этом уверяли местных жителей, что совершенно ничего страшного не случилось – мол, в качестве подарочка с неба к ним прилетели совершенно безобидные «болванки». Правда, при этом они же советовали добропорядочным бюргерам в случае «обнаружения неизвестных предметов» даже близко к ним не подходить, а стремглав нестись в полицию с сообщением о находке. Значит, не такие уж и безобидные были «учебные бомбы» – рвануть могли вполне качественно.

Удивляться тут нечему – если каждый учебный вылет на счету, соответствующим будет и уровень подготовки. Еще пару лет назад 512 из числившихся по штату в Люфтваффе пилотов (то есть – намного больше половины) не смогли налетать положенные по уставу НАТО минимальные 180 часов, которые пилот боевой авиации должен проводить в воздухе ежегодно. И это, опять-таки, более, чем закономерно. Ведь проведенная примерно в тоже время проверка технического состояния авиационного парка ВВС Германии показала, что оно находится даже не на удручающем, а на ужасающем уровне. Главной боевой машиной Люфтваффе на сегодня является многоцелевой истребитель Eurofighter Typhoon. Неплохой самолет, пусть не самый новый, разработанный в 80-е годы прошлого века, но до последнего времени считавшийся надежным. Как же – «европейское качество»! Тем не менее, из находившихся официально на балансе Люфтваффе на момент проверки 129 «Тайфунов» подняться в воздух не могли и четыре десятка. Менее трети боеспособных машин – это, конечно, провал…

Впрочем, со «старичками» Tornado, снятыми с производства еще в 1998 году, но до сих пор числящимися в строю Люфтваффе в количестве около сотни, положение оказалось еще более плачевным. Таких машин, состояние которых можно было бы охарактеризовать хотя бы как «условно пригодны к применению» не набралось в ангарах немецкой военной авиации и четверти. Когда вопрос относительно подобного «убитого» состояния техники, наступившего в самое, что ни на есть мирное время, был задан начальнику штаба ВВС Германии, генерал-лейтенанту Инго Герхартцу, тот только руками смог развести: «Ремонтируем!» Причем постоянно… По словам генерала, для приведения истребителей в «божеский вид» техникам элементарно не хватает запасных частей, поскольку на армейских складах отсутствуют даже самые необходимые из них. В увлекшейся пацифизмом Германии правительство на армию раскошеливаться совсем не торопится – при общем для НАТО уровне военных расходов в 2% ВВП прижимистые немцы выделяют на оборону 1.2-1.3% валового национального продукта. Уровня в 1.5% планируют достичь года через три, а о 2% даже не заикаются. С таким финансированием всему Бундесверу, и Люфтваффе, в частности скоро впору будет идти побираться.

С другой стороны, проблемы немецкой военной авиации одним только малым бюджетом не ограничиваются. Вернемся к вопросу о пресловутом «европейском качестве». Как оказалось, его критериям далеко не всегда соответствуют даже вооружения и военная техника, сделанная в Европейском Союзе. В той же Германии в свое время разразился грандиозный скандал, когда выяснилось, что гордость Бундесвера – ударный вертолет Tiger имеет в своей конструкции бракованную деталь, «с серьезным эффектом, который может привести к тяжелой аварии». В этом признались производители данной машины – корпорация Eurocopter, представляющая из себя, как несложно догадаться, очередной продукт «европейской интеграции» и являющаяся консорциумом французской и немецкой компаний – Aerospatiale и MBB. И чтоб вы понимали, речь идет вовсе не о какой-то пустяковине, а о, как заявили в Eurocopter, «важной детали системы управления несущим винтом».

То есть дефектным оказался узел, поломка которого враз отправит на грешную землю «вертушку» со всем ее экипажем. А ведь какие дифирамбы в свое время воспевались этой машине! Пресловутый Tiger расхваливали разве что самую малость поменьше, чем «самый современный» F-35. Они и разработан был не убогим людским умишком, а «с помощью самых передовых компьютерных технологий». И состоит на 80% не из «презренного» металла, а из невероятно прочных полимерных композитных материалов и даже вроде бы «обладал малозаметностью для ПВО противника» – опять-таки, прямо как американская «Молния». Правда, цена у вертолета при этом получалась прямо-таки умопомрачительная, да ведь качество – оно того стоит? Не стоит, как оказалось, поскольку как раз качества в этом «чуде техники» и нет.