Как и в старые добрые времена, работать на БАМе и Транссибе вновь могут отправить заключенных. Именно такая тема, в частности, затрагивались на совещании у вице-премьера российского правительства Марата Хуснуллина еще 9 апреля. По итогам этого мероприятия Минтрансу, Федеральной службе исполнения наказаний (ФСИН) и ОАО РЖД было поручено проработать этот вопрос с учетом создания инфраструктуры для размещения осужденных в срок до 14 мая с.г.
Как поясняют журналистам приближенные к правительству источники, в настоящее время стройка на БАМе столкнулась с острым дефицитом кадров в связи с масштабным оттоком трудовых мигрантов из России по причине пандемии коронавируса, а уже привлеченные к строительству железнодорожные войска с объемом работ не справляются. Поэтому-то кабинет министров и склоняется к идее возродить «традицию», тем более что действующее законодательство позволяет привлекать осужденных к работам как в самом исправительном учреждении, так и вне его пределов.
После того, как эту новость разнесли информационные агентства, в соцсетях поползли шуточки на тему того, с кайлом или лопатой власть отправит туда оппозиционера Алексея Навального, а на форумах стали появляться целые ветки обсуждений — пошлют или не пошлют осужденного за смертельное ДТП актера Михаила Ефремова с гастролями по Транссибу, и за каким именно «тепленьким» участком поставят присматривать в качестве завхоза осужденного за коррупцию экс-министра экономического развития России Алексея Улюкаева.
— Я считаю, что осужденные вполне могут принимать участие в таких работах, если они сами против этого не возражают — поделился своей точкой зрения на ситуацию журналист Максим Шевченко. — В глазах многих обывателей это выглядит какой-то особой мукой или изощренной пыткой, но на самом деле, если заключенные будут получать заработную плату такую же, как и у людей на воле, то это даст им возможность достаточно комфортно пребывать в таком тяжелом месте, как российская тюрьма.
Главное, чтобы в их отношении соблюдался ряд условий. Во-первых, человек должен находиться под охраной, но при этом не подвергаться унижениям. Во-вторых, как я уже сказал, ему должны платить нормальную зарплату со всеми положенными коэффициентами надбавки, и ее не должен отбирать, скажем, начальник лагеря, который, в свою очередь, не должен торговать заключенными как рабами. В-третьих, с людьми должны заключаться соответствующие контракты. В-четвертых, заключенный сам должен изъявить желание работать, потому что по всем современным нормам его не могут насильно привлекать к труду.
«СП»: — А можно предположить, что, например, Алексей Навальный или Михаил Ефремов с Алексеем Улюкаевым тоже примут участие в этой «стройке века»?
— Многие заключенные захотят работать, если будут соблюдаться в отношении них все вышеперечисленные нормы. Работа на свежем воздухе, нормальное питание, надзор правозащитников за соблюдением их прав — неплохой способ хоть как-то вырваться из какой-нибудь «красной» зоны вроде той же ИК-2. Любой лесоповал, полагаю, будет гораздо предпочтительнее таких условий.
Если, конечно, повторю еще раз, «хозяин» зоны не начнет сдавать заключенных как рабов внаем. Заключение означает только то, что отбывающий наказание гражданин не может принимать участие в политической жизни государства посредством голосования, а все остальные права за ним сохраняются. Так что при соблюдении всех этих условий и Алексей Навальный, думаю, вполне может отправиться строить БАМ.
Но, с другой стороны, может, и не отправится. Потому что, как пояснил «СП» экономист Леонид Хазанов, чисто теоретически для реализации идеи по привлечению заключенных к модернизации БАМа и Транссиба каких-то особых препятствий нет.
— А вот на практике я, честно говоря, пока сильно сомневаюсь, что это как-то может быть реализовано. С одной стороны, у нас сейчас все-таки не тридцатые годы прошлого века, когда подобные вопросы решались легко и просто. Сейчас такие шаги предпринимать довольно затруднительно. Кроме того, заключенным ведь придется обеспечивать соответствующие условия содержания. Условно говоря, строить какие-то лагеря или поселки, а также обеспечивать их охрану. Потому что какой бы глухой ни была местность вокруг, вероятность того, что кто-то не попытается сбежать, исключать нельзя.
С другой стороны, заключенные, конечно, могут нарубить кайлом немереное количество камней, а лопатой перекидать тонны земли. Но насколько качественным окажется их труд на высокотехнологичных дорожных стройках — очень большой вопрос.
«СП»: — Однако строили же заключенные в СССР, например, Минское и Киевское шоссе, Жигулевскую ГЭС, Сахалинский тоннель. Даже подмосковную Дубну их силами возвели.
— Давайте не будем забывать о том, что заключенные привлекались к советским стройкам в зависимости от полученных ими профессий. А у нас сейчас довольно много заключенных вообще никаких профессий не имеют. Поэтому-то я и не представляю себе пока, как это может быть сейчас осуществлено на практике, их же придется многому учить.
«СП»: — То есть если условный новый БАМлаг и создадут, то это совсем не будет означать, что вскоре у нас появятся такие же условные Казаньлаг или Екатеринбурглаг? То есть к прочим инфраструктурным проектам вроде скоростной автомагистрали Москва-Казань и так далее заключенных привлекать не станут?
— На мой взгляд, вряд ли. Да и насчет нового БАМлага я сильно сомневаюсь, что получится. Повторюсь, работа эта сложная, заключенных придется обучать. Потом, им нужно обеспечить бытовые условия, организовать режим безопасности, наладить режим снабжения и питания.
«СП»: — Выходит, модернизация БАМа выходит сейчас нашим властям боком, как ни крути?
— Да. И это очень красочно иллюстрирует проблему, которая в нашей стране начала складываться не вчера и даже не позавчера, а лет 20−30 назад. С одной стороны, наша экономика очень сильно зависит от потока мигрантов из среднеазиатских республик.
С другой — в регионах России высокая безработица, вплоть до того, что людям становится нечего есть. Но вместо того, чтобы повышать зарплаты строителям и создавать нормальные условия труда, у нас в очередной раз собираются сэкономить и идти по наиболее простому пути. При таком раскладе БАМ рискует в очередной раз превратиться в грандиозный долгострой. Его и в советские-то времена строили долго, и сейчас этот процесс лет на 20−30 вполне может затянуться.
«СП»: — Логично предположить, что и все остальные наши мегапроекты вроде той же скоростной трассы Москва-Казань и прочие инфраструктурные задумки может постигнуть аналогичная судьба?
— Действительно, все это тоже может зависнуть на неопределенный срок. Если мы не решим проблему с рабочей силой, эти проекты обязательно встанут, а пока у нас получается, что людей, способных работать на таких проектах, в больших количествах нет. Если бы не массовый завоз мигрантов, не развал системы профтехучилищ, не пренебрежение к проверенным и хорошо подготовленным кадрам, подобной проблемы не стояло бы вообще.
«СП»: — Выходит, когда-то, на заре новой России власть решила сэкономить, а теперь приходится вот такие горькие плоды пожинать?
-Ну, не столько власть, сколько бизнес, причем в первую голову — строительный. Это они первые решили, что свои, российские, кадры строят медленнее, а мигранты будут строить быстрее, вот и стали их массово завозить, легко оформляя и получая разрешения. У нас же сейчас на какую стройку не зайди, даже в Москве, русских редко увидишь. Но давайте не будем забывать, что в тех регионах, откуда рабочую силу завозили больше всего, нет такой высокой строительной культуры, какая до недавнего времени существовала у нас в России.
«СП»: — То есть даже если мигрантов и начнут как-то завозить в нужных для кураторов проектов количествах, то на выходе качество работ может оказаться таким, что все придется переделывать?
— Да, вполне вероятно, так и будет, если не обеспечить нормального контроля за качеством. Вы посмотрите на наши нынешние жилые новостройки — то и дело штукатурка отваливается, углы расходятся, фундаменты плывут и так далее. В итоге все то же самое мы и рискуем получить, но только уже в промышленных масштабах.